дополнительные тарифы страховых взносов

Страховые взносы по дополнительному тарифу

Для граждан, проработавших установленное количество лет в тяжелых и вредных условиях труда, предусмотрен льготный выход на пенсию — раньше общеустановленного пенсионного возраста (60 и 65 лет). Чтобы «вредный» стаж был учтен как специальный, дающий право на досрочную пенсию, работодатель обязан уплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР за такого работника.

Тариф доп. взносов устанавливается в зависимости от класса вредности, присвоенного рабочему месту в результате спец. оценки условий труда (СОУТ). Соответственно, чем опаснее условия труда на рабочем месте, тем выше тариф дополнительных взносов в ПФР.

Если работодатель не проводил оценку рабочих мест, он все равно обязан в установленном порядке уплачивать дополнительные взносы в ПФР. Однако, тариф будет гораздо выше и будет зависеть от вида производимых работ (по Списку № 1, № 2 или «малым спискам»).

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда в 2019 году

Дополнительные тарифы за вредные условия труда были введены с 1 января 2013 г. ст. 33.2 закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Доп. взносы устанавливаются в отношении работников, занятых на вредных и опасных работах, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение (досрочную пенсию). К таким гражданам относятся работники, перечисленные в пунктах 1 — 18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»:

  • занятые на подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400);
  • занятые на работах с тяжелыми условиями труда, относящихся к Списку 2 (п. 2);
  • занятые на определенных видах работ, предусмотренных «малыми списками» (п. 3 — 18).

При определении права на досрочную пенсию по вредности в специальный стаж после 01.01.2013 г. зачтут только те периоды, в течение которых работодатель уплачивал взносы в ПФР по дополнительному тарифу. Именно поэтому уплата таких взносов обязательна для работодателя, а работнику необходимо контролировать, что за него производят отчисления в ПФР.

  • Тариф страховых взносов за вредные условия труда определяется в зависимости от класса опасности рабочего места, который устанавливается в результате специальной оценки условий труда.
  • Если работодатель не проводил спецоценку, он тоже уплачивает доп. взносы, однако по более высокому тарифу.

Что такое специальная оценка условий труда

Спецоценка условий труда представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению вредных факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности. Порядок проведения такой оценки регулируется законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».

Результатом проведенной спецоценки является присвоение рабочим местам определенного класса опасности из четырех предусмотренных законом:

  • 1 класс присваивается оптимальным с точки зрения опасности воздействия на организм условий труда;
  • 2 класс соответствует допустимым условиям труда, когда вредные факторы соответствуют разрешенным нормативам, а здоровье работника восстанавливается за период отдыха или к началу следующей смены;
  • 3 класс представляет собой вредные условия труда, когда значения опасных факторов превышают установленные нормативы (по степени вредности выделяют четыре подкласса — 3.1, 3.2, 3.3, 3.4);
  • 4 класс характеризует опасные условия труда, создающие угрозу жизни работника или возможность развития профессионального заболевания.

Работодатель обязан проводить спецоценку условий труда не реже одного раза в пять лет.

Однако существуют и внеплановые проверки, необходимость в которых вызвана, например, введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса или вводом нового оборудования. Полный список таких случаев приводится в ст. 17 закона №426-ФЗ.

Тариф доп. взносов в ПФР за вредные условия труда в 2019 году

Тариф дополнительных взносов за тяжелые, опасные и вредные условия труда зависит от результата спецоценки условий труда, а именно от класса опасности, который был присвоен рабочему месту. Соответственно, чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф необходимо будет заплатить работодателю.

Таблица тарифов представлена ниже:

Датой завершения спецоценки считается дата утверждения отчета о проведении специальной оценки. Именно с этой даты и нужно уплачивать взносы по тарифам, указанным в таблице. До этой даты исчислять взносы необходимо по тарифам, установленным для рабочих мест без проведения спецоценки:

  • Для этого нужно будет разделить все начисленные работнику выплаты за этот месяц пропорционально рабочим дням с начала месяца до дня утверждения отчета.
  • По старым тарифам облагаться будет та часть зарплаты, которая пришлась на эту часть месяца.

При начислении дополнительных взносов за вредные условия труда с работодателей не снимается обязанность по уплате основных страховых взносов (22% от взносооблагаемой базы). К примеру, за сотрудника, работающего в опасных условиях труда, необходимо будет отчислять взносы в размере 22 + 8 = 30% от базы.

Доп. взносы в ПФР в 2019 году без спецоценки

Для организаций, которые не провели спецоценку условий труда (СОУТ), устанавливаются фиксированные и повышенные тарифы дополнительных страховых взносов в ПФР:

  • 9% — за работников из Списка № 1. Это работа в вредных условиях труда, горячих цехах и на подземных работах (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ). Перечень профессий и работ, входящих в Список № 1, можно открыть в документе по ссылке.
  • 6% — за работников из Списка № 2 (п. 2 ч. 1 ст. 30) и «малых списков» (п. 3 — 18 ч. 1 ст. 30). Перечень профессий и работ, входящих в Список № 2, можно открыть в документе по ссылке.

Отметим, что согласно ч. 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ, спец. оценка условий труда должна была быть завершена еще до 31 декабря 2018 г. Те организации, которые до сих пор не провели СОУТ, могут быть привлечены к ответственности:

  • штраф 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • 60-80 тыс. руб. — для юридическим лиц.

С 2019 года Минтруд с помощью автоматизированных проверок будет выявлять организации и предприятия, которые не провели спецоценку. С 2020 года планируют штрафовать такие компании в автоматическом режиме, если в базе учета не будет информации о СОУТ для рабочих мест, существующих больше года.

Кто платит дополнительные взносы в ПФР

Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в том числе и дополнительных за вредные условия труда, возложена на работодателя. Многие считают, что суммы, необходимые для отчислений в ПФР, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.

Источником страховых взносов (как основного, так и по дополнительному тарифу) являются работодатели, уплачивающие их со всех доходов и вознаграждений своих сотрудников до вычетов из них налогов, то есть с фонда оплаты труда. Однако, страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР самостоятельно (это ИП, нотариусы, адвокаты и т.д.).

  • Если работодатель не перечисляет взносы по дополнительному тарифу за вредные условия труда, периоды работы не будут засчитаны в льготный стаж для досрочной пенсии.
  • Потом включить эти периоды в спецстаж можно будет только в судебном порядке при условии, что работодатель все же оплатит доп. тариф.

Порядок и сроки уплаты

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и по основному — каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно не позднее 15 числа следующего после отчетного месяца.

  • Страховые взносы, как основные, так и дополнительные, перечисляются в ФНС, так как с 2017 года администратором отчислений в ПФР является Налоговая служба.
  • В связи с этим КБК для перечисления взносов теперь начинается с «182» — это код администратора, присвоенный ФНС.

Комментарии (15)

Добрый день! Мне, как представителю кадровой службы, на предприятии хотелось бы узнать о необходимости начисления дополнительных страховых взносов для застрахованных лиц, уже получающих досрочную страховую пенсию по старости, но продолжающих работать.

Обязанность работодателей перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу на застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ обусловлена ст. 33.2 закона № 167 от 15.12.2013 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Кроме того, Пенсионным фондом были даны методические рекомендации по начислению таких тарифов, изложенные им в Письме ПФР № НП-30-26/20622 от 30.12.2013 г. В частности, п. 7 указанного письма не освобождает страхователей от уплаты дополнительных взносов в пользу тех работников, кто полностью выработал льготный стаж и является получателем досрочной пенсии по старости. Таким образом, исчисленные взносы для данной категории сотрудников подлежат уплате в ПФР в установленном для данного случая порядке.

Добрый день! Недавно при обращении в территориальный орган ПФР для предварительного подсчета моего льготного стажа я узнал, что период работы с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. не будет засчитан в стаж, дающий мне право на досрочное пенсионное обеспечение ввиду отсутствия уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу. Правомочно ли это?

Право на страховую пенсию по старости ранее общеустановленного возраста, определение размера выплаты и порядок ее перечисления регламентируются законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». В частности, п. 6 ст. 30 данного документа прямо указывает на возможность включения периодов работы, осуществляемой после 01.01.2013 г. и связанной с вредными и тяжелыми условиями труда, в стаж, дающий право получить страховую выплату досрочно, только при условии начислении и уплаты дополнительных платежей в ПФР. Следовательно, в Вашем случае действия специалистов Пенсионного фонда являются абсолютно законными.

Причин неуплаты страхователем платежей может быть несколько: это и отсутствие возможности перечислить уже начисленные взносы по дополнительному тарифу, и отсутствие Вашей полной занятости на вредных работах (например, ввиду наличия совмещения в нормальных условиях труда). Каждый такой случай требует отдельного рассмотрения и наличия информации.

И кто может заставить работодателя уплачивать взносы?

Добрый день. В организации нет специальной оценки условий труда, аттестация рабочих мест сроком до 2010 года (то есть уже просрочена), но мы продолжали начислять и уплачивать дополнительные страховые взносы по списку 2 за работников, занятых на вредных условиях труда. С 2017 года в связи с переводом платежей и приема отчетности из ПФ в ИФНС, нет ли новшеств по этому вопросу? Можно ли и дальше начислять и уплачивать взносы по вредности или без спец. оценки условий труда и действующей аттестации рабочих мест или уже нельзя?

Здравствуйте, пришло требование с налоговой о предоставлении пояснений. По отчету за 6 месяцев 2017 года они пишут: «Выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствие сведений, предоставленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа. Необходимо предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов по доп. тарифу». Я не знаю, что им нужно предоставить, расчет выполнен правильно.

Здравствуйте, зарегистрирована, как ИП, но не веду деятельность. Плачу страховую часть за себя и в ФФОМС за себя. Идут ли мне отчисления на пенсию? Спасибо.

Здравствуйте. Должен ли работодатель платить взносы по дополнительному тарифу за медицинских работников при вредности 3.3?

Добрый день. Рабочие места по вредной профессии были введены в январе 2018 года, итоги спец. оценки были подведены в июне 2018 года, они проходят по списку 2. За период с января по июнь мы должны были оплачивать по 6%, но это не было сделано. Как быть? Чем это грозит? Будут ли начислены пени за период неуплаты страховых взносов по вредности за январь-июнь 2018 года?

Екатерина, можете сейчас начислить. Штрафа не будет, будет пеня. Чем быстрее оплатите, тем меньше пеня будет. Я так делала, за 2 года вообще доначислила.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста. У нас в организации нет аттестации рабочих мест и не проводилась спец. оценка условий труда. У нас трудоустроены электрогазосварщики. Как я поняла, согласно Списку 2 постановления Кабмина должности относятся к вредным и тяжелым условиям труда, и мы должны платить 6% дополнительных взносов? Когда уплачивать данные взносы и куда уплачивать в ИФНС?

Если есть спец. оценка условий труда (3.1. класс), то на списки 1 и 2 можно не смотреть? Дополнительный взнос 2% будет по умолчанию?

Читать еще:  Когда я могу оформить пенсию, если северный стаж работы составляет 13 лет и у меня трое детей?

Добрый день! В марте 2018 года организация прошла первый этап СОУТ. Должны были с этого месяца оплачивать 2, 4, 6% по таблице, но мы продолжали платить 9 и 6%, т.к. узнали об этом на следующем этапе СОУТ. Хотелось бы уточнить, чем нам это грозит?

В спец. оценке указан класс 3.1 для водителя, но к спискам 1 или 2 деятельность отношения не имеет (охрана). Надо ли начислять дополнительный взнос?

Страховые взносы по дополнительному тарифу

strahovye_vznosy.jpg

Похожие публикации

Все работодатели обязаны исчислять и уплачивать с доходов своего наемного персонала страховые «пенсионные» взносы. По некоторым категориям работников необходимо начислять дополнительные страховые взносы на пенсионное обеспечение, которые регламентированы ст. 428 НК РФ. Норма актуальна в отношении лиц, которые длительное время работают под воздействием вредных производственных факторов, трудятся в тяжелых и опасных условиях. При наличии минимально необходимого стажа по обозначенному направлению трудовой деятельности, у них возникает право на досрочное назначение пенсии.

Дополнительный тариф страховых взносов 2018

Размеры допвзносов зависят от степени тяжести труда, категории опасности трудовой деятельности, а также от факта проведения спецоценки условий труда. Тарифы таких взносов могут быть разделены на два типа:

Если спецоценка была проведена и ее результаты на текущую дату не утратили актуальность, осуществляется привязка к классам опасности. Классификация условий труда зафиксирована в ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Шкала допвзносов зависит от присвоенного класса опасности трудовых условий (оптимальные, допустимые, вредные, опасные), тарифы находятся в диапазоне от 0 до 8%.

Если спецоценка не была проведена, работодатель применяет один из двух тарифов допвзносов – 6% или 9% в зависимости от категории работников.

Расчет дополнительного тарифа страховых взносов производится при начислении заработной платы по итогам периода, в котором человек выполнял работы, подпадающие под действие повышенных ставок. Предельная база для начисления страховых взносов в отношении допвзносов не применяется, этот вид перечислений исчисляется и уплачивается независимо от совокупной величины дохода работника в текущем году.

Тарифы, если спецоценка не проводилась

Страхзносы по тарифу, равному 9% уплачиваются при выполнении следующих условий:

работник выполняет подземные работы или другие операции, сопряженные с исполнением трудовых функций на объектах с вредными условиями (применяется Список № 1 из Постановления Кабмина СССР от 26.01.1991 г. № 10).

Примеры профессий, в отношении которых работодатель, не проводивший спецоценку, должен уплачивать допвзнос по ставке 9% за работников: электрики, нормировщики, механики, мастера, занятые добычей полезных ископаемых в подземных шахтах; геофизики, геологи, инженеры, участвующие в подземной геологоразведке; в эту категорию входят и специалисты, работающие в дренажных шахтах. Взносы должны быть начислены и рабочим строительных специальностей, если задание выполняется на условиях полного рабочего дня в шахтах, тоннелях метрополитена и других подземных сооружениях. Норма распространяется и на горноспасателей.

Уплата страховых обязательств за приведенные категории работников (Список № 1) осуществляется по КБК:

страховые взносы по дополнительному тарифу 9% без проведения спецоценки – 18210202131061010160.

Страховые взносы по дополнительному тарифу 6% начисляются лицам, перечисленным в пп. 2-18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. (Список № 2 постановления Кабмина СССР № 10), в т.ч.:

женщинам, работающим трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, машинистами строительных, дорожных, и погрузочно-разгрузочных машин;

женщинам, работающим в условиях повышенной интенсивности и тяжести в текстильной промышленности;

рабочим локомотивных бригад и водителям грузовых автомобилей, осуществляющих перевозку грузов в подземных шахтах или рудных карьерах;

лицам, работающим в экспедициях, на участках и в бригадах на полевых геолого-разведочных, поисковых, геофизических, изыскательских и т.п. работах;

рабочим и мастерам на лесозаготовках;

рабочим подземных и открытых горных работ;

водителям автобусов, трамваев, троллейбусов, работающим на городских маршрутах;

работники по вылову рыбы и ее обработке на судах морского и речного флота рыбной промышленности;

летчики гражданской авиации и инженерно-технический состав по обслуживанию гражданских воздушных судов;

спасатели аварийно-спасательных служб;

рабочие и служащие системы УИН;

работники государственной пожарной службы.

Уплата таких взносов осуществляется по отдельному КБК:

18210202132061010160 – для уплаты взноса по тарифу 6% (Список № 2), если спецоценка не проведена.

Допвзнос, в зависимости от должности работника, может уплачиваться по ставке 6% или 9% также применительно к лицам, занятым в процессах рудоподготовки, обогащения и окускования, обжига руд. В список входит ряд рабочих специальностей доменного, коксохимического, химического, стекольного, целлюлозно-бумажного, полиграфического, электротехнического производства, включены лица, задействованные на участках получения газов в металлургической промышленности. В перечне обозначены должности работников металлообработки и переработки нефти, газа и угля, атомной промышленности.

Тарифы, если спецоценка проведена

При наличии актуальных результатов итоговой спецоценки необходимо ориентироваться на присвоенный каждой должности класс опасности (ст. 14 закона № 426-ФЗ, п. 3 ст. 428 НК РФ):

При оптимальных (то есть безопасных для человека) условиях работы устанавливается 1 категория опасности, по ней размер доптарифа будет нулевым.

Ставка равна 0% установлена и по допустимому 2 подклассу опасности.

Дополнительные страховые взносы по тарифу 2% назначаются в ситуациях, когда трудовая деятельность осуществляется в контакте с вредными или опасными факторами, что приводит к возникновению стойких изменений в организме работника. Риск нанесения вреда здоровью обусловлен тем, что организму для восстановления требуется более длительный промежуток времени, чем периоды отдыха между сменами (класс опасности 3.1).

При классе опасности 3.2 тариф взносов равен 4%. Эта категория сотрудников подвержена развитию профессиональных заболеваний из-за негативного воздействия производственных факторов после 15 лет контакта с вредными веществами, но об утрате трудоспособности речь не идет.

Доптариф в размере 6% соответствует подклассу 3.3. Эта ставка используется, когда влияние вредных факторов становится причиной развития профзаболеваний в легкой форме или в средней степени тяжести с одновременной утратой трудоспособности.

Если заболевание переходит в тяжелую форму, присваивается подкласс 3.4, по нему тариф дополнительных взносов равен 7%.

Максимальная ставка тарифа 8% платится, если работник рискует потерять общую трудоспособность в связи с развитием профзаболевания в острой форме.

При перечислении допвзносов данной категории применяют следующие КБК:

При уплате взносов за лиц по Списку № 1, надо указывать код 18210202131061020160.

Если доптариф зафиксирован на основании итогов спецоценки для работников, соответствующих Списку № 2, используется КБК 18210202132061020160.

Каков размер дополнительных тарифов страховых взносов? Бухгалтерские консультации в компании Гарант-Виктория

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 10.03.2016 года

Организация (страхователь) производит выплаты работникам (застрахованным лицам), занятым на видах работ, указанных в Списке N 2. В отношении указанных рабочих мест произведена специальная оценка условий труда и был установлен подкласс 3.1. Одновременно в отношении некоторых профессий действует подкласс 3.2, установленный по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест, а новая специальная оценка условий труда только планируется.

Каков размер дополнительных тарифов страховых взносов?

Каковы особенности заполнения Расчета по форме РСВ-1 ПФР и Формы 4-ФСС в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классу «Вредный», подклассу 3.1, необходимо применить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой пенсии в размере 2%, а в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест отнесены к подклассу 3.2, следует применить дополнительный тариф в размере 4%.

Обоснование вывода:

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 — части 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее — Закон N 400-ФЗ) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. В частности, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется, соответственно, за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, то есть за работу в условиях, предусмотренных в Списках N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (пп. «а» п. 1, пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. «).

Для установления круга работников, выплаты в пользу которых с 1 января 2013 г. должны облагаться страховыми взносами по дополнительному тарифу, организации самостоятельно устанавливают факт выполнения сотрудниками работ, которые поименованы в Списке N 1 или Списке N 2, при выполнении которых сотрудники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (в редакции Закона N 173-ФЗ) (страховой пенсии (в редакции Закона N 400-ФЗ)).

Как указано в вопросе, сотрудники выполняют работы по строительным профессиям, которые поименованы в Списке N 2. То есть при соблюдении всех необходимых условий, установленных Законом N 173-ФЗ (с 01.01.2015 — Законом N 400-ФЗ), данные сотрудники имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях.

Соответственно, на выплаты, осуществляемые в отношении этих сотрудников, организация в качестве страхователя с 2013 года обязана начислять страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам.

С 1 января 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ), который вводит процедуру специальной оценки условий труда, призванную заменить прежние методы установления вредных и опасных условий труда — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (смотрите также разъяснения Минтруда России от 07.03.2014 «В связи с введением специальной оценки условий труда»).

Результаты проведения СОУТ, отражённые в отчёте о ее проведении, используются для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 7 ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

В соответствии с классификацией, предусмотренной ст. 14 Закона N 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).

В связи с введением в действие Закона N 426-ФЗ в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), а также в ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) внесены изменения.

Так, с 2014 года вместо тарифов, установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона 212-ФЗ, п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса условий труда применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ (смотрите также Информацию Пенсионного фонда РФ «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2014 году»).

Например, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам специальной оценки отнесены:

— к классу «Вредный», подклассу:

— 3.1 — следует применять дополнительный тариф — 2%;

— 3.2 — следует применять дополнительный тариф — 4%;

— 3.3 — следует применять дополнительный тариф — 6%;

— 3.4 — следует применять дополнительный тариф — 7%;

— классу «Опасный», подклассу 4 — следует применять дополнительный тариф — 8%.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ (далее — Закон N 421-ФЗ) установлено, что при определении размера дополнительных тарифов, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и частью 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты этой аттестации. Они действительны до окончания срока своего действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Соответственно, как прямо следует из части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, в отношении рабочих мест, аттестованных до 2014 года, при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР должны применяться результаты аттестации, проведенной до 2014 года. При этом тарифы страховых взносов должны определяться согласно п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (смотрите также п. 1 письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171).

Читать еще:  Как доказать постоянную занятость в течение полного рабочего дня для досрочной пенсии?

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классу «Вредный», подклассу 3.1, необходимо применять дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой пенсии в размере 2%, а в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест отнесены к подклассу 3.2, следует применять дополнительный тариф в размере 4%.

При этом в целях исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам предельная величина базы для начисления страховых взносов, предусмотренная частями 4 и 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, не учитывается (часть 3 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).

Особенности заполнения Расчета по форме РСВ-1 ПФР

Расчет по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и порядок ее заполнения (далее — Порядок заполнения РСВ-1) утверждены постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

В форму РСВ-1 ПФР в Раздел 2 включен подраздел 2.4 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ» (далее — Подраздел 2.4), который с 2014 г. заполняют страхователи, применяющие дополнительные тарифы, устанавливаемые по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда (часть 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, п. 7 ст. 7, часть 4 ст. 8, часть 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, часть 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, п. 14 Порядка заполнения РСВ-1).

Так, пункт 14 Порядка заполнения РСВ-1 ПФР устанавливает, что Подраздел 2.4 заполняется плательщиками страховых взносов, применяющими дополнительные тарифы в соответствии с частью 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 1-18 части 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.

В общем случае сведения в Подраздел 2.4 вносятся в зависимости от класса условий труда, выявленного по результатам проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом положений п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ.

Согласно п. 14.1 Порядка заполнения РСВ-1 при заполнении Подраздела 2.4 необходимо указать в поле «Код основания» соответственно «1» или «2»:

— 1 — если подраздел заполняется в отношении выплат в пользу физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (Список 1) (с 1 января 2015 года — в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ);

— 2 — если подраздел заполняется в отношении выплат в пользу физических лиц, которые заняты на видах работ, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (Список 2) (с 1 января 2015 года — в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

То есть в рассматриваемом случае в поле «Код основания» Подраздела 2.4 РСВ-1 ПФР необходимо указать «2».

В показателе «Раздел 2.4 заполнен на основании:» в одном из трёх приведённых полей необходимо проставить символ «Х»:

— поле «результатов спецоценки» заполняется плательщиком при наличии результатов специальной оценки условий труда;

— поле «результатов аттестации рабочих мест» — при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда с учётом положений п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ;

— поле «результатов спецоценки и результатов аттестации рабочих мест» — при наличии результатов специальной оценки условий труда и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (с учётом положений п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).

В рассматриваемом случае необходимо проставить символ «Х» в поле «результатов спецоценки и результатов аттестации рабочих мест».

Согласно п. 15 Порядка заполнения РСВ-1 по каждому классу и подклассу условий труда в соответствующих графах отражаются выплаты и иные вознаграждения, поименованные в частях 1, 2 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, нарастающим итогом с начала года и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода:

— по классу условий труда «Вредный», подклассу условий труда 3.2 данные отражаются в строке 258;

— по классу условий труда «Вредный», подклассу условий труда 3.1 — в строке 264.

Согласно п. 15.7 Порядка заполнения РСВ-1 по каждому классу и подклассу отражается количество физических лиц, в отношении которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу. В рассматриваемой ситуации указанные сведения подлежат отражению соответственно по строкам 263, 269.

Кроме того, сумма выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу работника, занятого на вредных и опасных работах, отражается в разделе 6, в подразделе 6.7 РСВ-1 ПФР (п. 36 Порядка заполнения РСВ-1).

Выплаты отражаются с указанием в графе 3 кодов специальной оценки условий труда, которые содержатся в Классификаторе параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений (Приложение 2 к Порядку заполнения РСВ-1):

для класса условий труда «Вредный» и подкласса условий труда 3.2 указывается В3.2. Для класса условий труда «Вредный», подкласса условий труда 3.1 — В3.1.

При указании нескольких кодов количество строк в подразделе 6.7 РСВ-1 ПФР соответственно увеличивается.

В графе 5 необходимо отразить все выплаты, которые начисляются в пользу работника, занятого на видах работ, указанных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (Список 2) (с 1 января 2015 года — в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Особенности заполнения Формы 4-ФСС

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) и порядок ее заполнения (далее — Порядок заполнения формы 4 — ФСС) утверждены приказом ФСС России от 26.02.2015 N 59.

На основании отчета о проведенной в организации спецоценке (аттестации) условий труда заполняется Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» формы 4-ФСС.

В Таблице 10 указываются:

— по строке 1 в графе 3 — данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилась она или нет (п. 29.1 Порядка заполнения формы 4-ФСС);

— по строке 1 в графах 4-6 — данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда, содержащиеся в отчете о проведении специальной оценки условий труда. Если специальная оценка условий труда страхователем не проводилась, то в графах 4-6 проставляется «0».

В графе 5 по строке 1 указывается количество рабочих мест, отнесенных к классу «Вредный» (3 класс).

Отметим, что в рассматриваемом случае срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком, не истек, поэтому на основании абзаца третьего п. 29.1 Порядка заполнения формы 4-ФСС по строке 1 в графах 3-6 в соответствии со ст. 27 Закона N 426-ФЗ необходимо указывать также сведения на основании проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда.

То есть в графе 5 по строке 1 необходимо указать общее количество рабочих мест, отнесённых к классу «Вредный» (3 класс) как по результатам специальной оценки условий труда, так и по результатам аттестации рабочих мест.

В графе 6 по строке 1 указывается количество рабочих мест, отнесенных классу «Опасный» (4 класс). Если не выявлено таких рабочих мест, то ставится прочерк.

По строке 2 в графах 7-8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры (п. 29.2 Порядка заполнения формы 4-ФСС).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Дополнительные тарифы страховых взносов

В частности, для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, перечисленных в п. 1 указанной нормы (то есть на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в следующих размерах: в 2013 г. – 4%, в 2014 г. – 6%, в 2015 г. и последующие годы – 9%.

Для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2–18 этой же нормы (занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, в полевых, геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах и др.), применяются дополнительные тарифы в следующих размерах: в 2013 г. – 2%, в 2014 г. – 4%, в 2015 г. и последующие годы – 6%.

При этом с 1 января 2014 г. в случае, если у работодателя проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ (аттестации рабочих мест), в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, применяют дополнительные тарифы в следующих размерах:

Условия применения дополнительных тарифов
страховых взносов в ПФР

Исходя из положений ч. 1, 2, 2.1 ст 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Таким образом, основным условием применения плательщиками страховых взносов дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР является занятость застрахованного лица на вышеуказанных видах работ.

В связи с этим применение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР не зависит от вида договора, по которому работает у данного плательщика застрахованное лицо, занятое на вышеупомянутых видах работ. Поэтому если физическое лицо занято на видах работ, указанных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются на выплаты и иные вознаграждения в пользу данного работника независимо от того, заключен ли с таким работником трудовой договор или договор подряда.

Кроме того, если работник продолжает работать на вышеупомянутых видах работ после того, как выработал льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии и пенсия ему назначена, то с выплат в его пользу страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР также начисляются в общеустановленном порядке, поскольку ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не предусматривает никаких других условий для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР, кроме занятости работника на этих видах работ.

Что касается исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР с выплат в пользу работников, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии которых обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года (например, лиц, работающих в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах), учитывая, что занятость этих лиц на указанных видах работ с целью применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не зависит от дней, отработанных в полях и т.п., то, соответственно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть если они производятся за прошлые периоды). При этом работник может быть занят на вышеупомянутых видах работ как полностью, так и частично. .

Читать еще:  Льготная пенсия при сезонной работе

Вместе с тем, если работник, занимающий должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованной в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, находится в служебной командировке, на межвахтовом отдыхе, в очередном оплачиваемом отпуске, в учебном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и т.д., то такой работник для целей исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР считается полностью занятым на работах с особыми условиями труда.

При этом в случае полной занятости работника в течение месяца на вышеупомянутых работах исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.

В случае оформленной надлежащим образом частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1 и 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на иных работах (не поименованных в указанных пунктах) исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример. В месяце 22 рабочих дня, из них на основании приказа руководителя работник 10 дней отработал на работах, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и 12 дней – в нормальных условиях.

Общая сумма начисленных в этом месяце выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, равна 22 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 руб. (22 000 руб. / 22 дн.).

Величина страховых взносов по дополнительным тарифам – 600 руб. (1000 руб. x 10 дн. x 6%).

Исчисление страховых взносов при наличии актуальных результатов
аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ плательщик может применять дифференцированные размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в размере от 8% до 0%.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными.

К сведению. Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с этим, если по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный или опасный класс условий труда, в отношении такого рабочего места следует применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

В случае если в документах по результатам проведенной аттестации рабочему месту был присвоен 3-й класс (вредные условия труда) без подразделения на степени вредности (3.1, 3.2, 3.3., 3.4), при отсутствии возможности у плательщика страховых взносов подтвердить степень вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении выплат работнику, занятому на данном рабочем месте, должен применяться дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, то есть 7%.

Что касается СОУТ, то датой ее завершения следует считать дату утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Следовательно, результаты СОУТ используются с даты утверждения отчета, и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении СОУТ, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, исчисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Следует обратить внимание, что дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. В связи с этим если работник не занят на вышеуказанных видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ.

Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», № 7, 2015.

Дополнительные страховые взносы в ПФР

При достижении пенсионного возраста граждане получают ежемесячные выплаты от государства. На самом деле люди сами формируют выплату в рамках жизни, делая отчисления в ПФР. За наемных сотрудников взнос платит работодатель, урезая заработную плату. На выходе все имеют разный размер пенсионного пособия. Это связано с неравнозначными платежами в Пенсионный фонд.

Одним из способов увеличения итоговой суммы является выплата дополнительных страховых взносов.

Понятие дополнительных страховых взносов

ДСВ — это взносы, перечисляемые в ПФР помимо стандартных переводов на накопительную часть пенсии. Они могут перечисляться как по инициативе сотрудника, так и работодателя. Рассмотрим оба варианта подробнее.

  1. По желанию служащего. Он подает заявление о том, что хочет из заработной платы делать отчисления в накопительную часть пенсии;
  2. По закону работодателем. Если работник трудится в тяжелых условиях и вредных для здоровья, то за него делаются дополнительные отчисления. Как правило, руководство заведомо закладывает эту сумму в заработную плату.

При первом варианте сотрудник должен составить унифицированное заявление, в котором указывается точная сумма перечисления на ежемесячной основе.

Основные положения

Современное пенсионное законодательство указывает на то, что все граждане формируют себе страховую часть выплаты по возрасту. За наемных служащих отчисления делают работодатели, а самозанятые граждане сами делают взносы.

Что касается накопительной части пенсии, то ее формирование добровольно и может происходить как по инициативе работника, так и по необходимости работодателем. В частности, дополнительные страховые взносы за опасность труда автоматически переводятся именно в накопительную часть.

Виды деятельности, предусматривающие ДСВ

Перечисление дополнительных страховых взносов производится лицам, претендующим на досрочный выход на отдых. Это делается для того, чтобы к моменту пенсии государство располагало достаточными средствами. В большинстве случаев речь идет о вредных и тяжелых условиях труда. Рассмотрим перечень профессий и особенностей труда, предполагающих ДСВ:

  • подземная работа и деятельность в горячих цехах;
  • тяжелые условия труда;
  • участие в локомотивных бригадах;
  • геологические раскопки и экспедиции;
  • работа с лицами, находящимися в местах лишения свободы.

В особую категорию выведены женщины-машинистки и сотрудницы текстильной промышленности. С полным перечнем профессий можно ознакомиться в ФЗ № 400 от 2013 года.

Нормативное регулирование

Базовым законом, регулирующим назначение и перечисление дополнительных страховых взносов, является ФЗ № 56 от 2008 года. В акте указано, что дополнительные перечисления могут инициироваться как сотрудником, так и работодателем, притом с налоговой точки зрения и отчетности — это совершенно разные процедуры, хоть и преследуют одну цель.

Формирование

В 2019-2020 году отчисления в накопительную часть пенсии необязательны, то есть человек вправе полностью отправлять все средства на страховую. Наряду с этим, существует несколько способов формирования накопительной пенсии. К ним относятся:

  1. Перечисление дополнительных страховых взносов по инициативе сотрудника или работодателем;
  2. Участие в государственных программах софинансирования пенсии;
  3. Перевод средств из материнского капитала — допустимо для матерей двух детей, рожденных после 2007 года.

Несмотря на то что многие граждане не видят смысла в накопительной пенсии, ее можно грамотно использовать для увеличения суммы на счету. Для этого стоит выбрать надежный, но прибыльный фонд.

Максимальная и минимальная суммы

Формирование накопительной части пенсии неоднозначный процесс, так как важно учесть ряд нюансов. Во-первых, чтобы получить при выходе на пенсию свои накопления нужно, чтобы их сумма была не менее 5% от страховой. Во-вторых, нет каких-либо ограничений по суммам, поступающим в фонд в счет накопительной пенсии.

Если негосударственные фонды устанавливают свои программы стимулирования и роста вкладов, то государственное ведомство удваивает взносы, если сумма поступивших средств не менее двух тысяч. Отметим, что максимальное удвоение, предлагаемое ПФР, составляет двенадцать тысяч рублей.

Тарифы дополнительных страховых взносов

Процентная ставка ДСВ определяется в соответствии с условиями труда граждан. Таким образом, необходимо экспертная оценка вредности и тяжести места службы. Отметим, что в соответствии с ФЗ № 426 об условиях труда, если были выявлены недостатки, то до следующей проверки работодатель обязан сделать все возможное для их устранения.

Процент от заработной платы, перечисляемый в качестве дополнительного страхового взноса зависит от степени вредности и тяжести условий труда. Рассмотрим показатели в таблице.

На основании таблицы можно сделать вывод, что если в результате проверки предприятию присвоен допустимый или оптимальный уровень условий труда, то в перечислении дополнительных страховых взносов необходимости нет.

Процедура и сроки

Дополнительные страховые взносы перечисляются в Пенсионный фонд одновременно со стандартными переводами на страховую пенсию. Законом установлено, что отправка средств должна быть произведена до середины следующего за расчетным периодом месяца. Отметим, что если инициатором ДСВ является сотрудник, то работодатель указывает другой код бюджетной классификации на данное перечисление, хоть и проводит его сам.

Если у компании есть сотрудники, за которых необходимо перечисление ДСВ в связи с тяжелыми или вредными условиями труда, то в обязательном порядке раз в квартал оформляется реестр застрахованных граждан. Притом, сведения в него вносятся ежемесячно, но подается информация за три периода сразу.

К перечню данных, вносимых в документ, относятся:

  • информация о фирме, как страхователе — реквизиты, ИНН, номер в ПФР;
  • справка о платежном поручении, где указана дата, сумма и основание для перевода;
  • период, за который сделан перевод;
  • сведения о сотруднике — Ф. И. О. и номер индивидуального лицевого счета в пенсионной системе;
  • сумма перевода.

Срок подачи ДСВ-3 — формы отчетности из реестра — не позднее двадцатого числа нового квартала.

Кто платит дополнительные взносы в ПФР

Однозначно ответить на вопрос, кто финансирует пенсионные взносы как базовые, так и дополнительные, нельзя, так как все зависит от угла зрения. С одной стороны, все перечисления делает работодатель из фонда заработной платы. С другой, все понимают, что определяя заработную плату работникам, руководство заранее просчитывает сумму перечислений в налоговую и Пенсионный фонд и на основании этого устанавливает расчет. Таким образом, с одной стороны отчисления делает работодатель, с другой, это невыплаченная часть зарплаты, которую был бы готов платить руководитель, но обязан переводить в ПФР и ФСС.

Особого внимания заслуживает ситуация, когда дополнительные взносы делаются по инициативе сотрудника. В данном случае человек распоряжается своим чистым доходом, то есть после вычета налогов и работодатель лишь выступает посредником при переводе.

Как их вернуть

Если есть веские причины, по которым человек не желает хранить средства в определенном негосударственном фонде, то он вправе отозвать их, потеряв проценты. В качестве аргумента может использоваться ненадежность или нахождение более выгодного предложения.

Для возврата необходимо написать заявление и предоставить его в текущий ПФ, в бланке указываются реквизиты для перевода средств. К заявке прилагаются документы, отражающие права на деньги и управление ими.

Согласно федеральному законодательству, люди, трудящиеся в опасных и тяжелых условиях, получают надбавку к пенсии. Правда, дополнительные взносы перечисляются на накопительную часть будущей выплаты. Перевод ДСВ дает право на досрочный выход на заслуженный отдых. Государственные и частные программы увеличения накопительной пенсии могут принести хорошие дивиденды, в связи с этим если работодатель делает особые отчисления за тяжелые условия труда, то стоит задуматься об увеличении накопительной части пенсии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector