Гражданка РФ проживает в Кыргызтане. Правомерны ли действия ПФ, если прекратили выплачивать пенсию?

Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсии

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы — на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:
    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..
  • В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

    • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    Выплата пенсии восстанавливается:

    • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
    • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
    • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    Как оформить пенсию гражданину Киргизии в РФ в 2020 году

    Переселение населения происходит в силу разных обстоятельств — экономические, гуманитарные, политические, природные причины. Все они делят иностранцев на следующие категории: добровольных и вынужденных. Первые решают о смене места жительства в результате неудовлетворенности условиями жизни, а также невозможностью трудоустроиться или обеспечить себя и семью достойной заработной платой. Все это вынуждает их мигрировать в развитые с экономической точки зрения страны.

    Право иностранных лиц на пенсию в РФ

    За последние годы увеличилось число субъектов из других государств, прибывших в РФ. Вследствие этого, иностранцы, имеющие работу на территории России, стали участниками программы обязательного пенсионного страхования согласно ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Пенсионные выплаты мигрантам и лицам без подданства в России производится в общем порядке, на основании положений ФЗ-166 и ФЗ-400.

    Условия назначения выплат для иностранцев

    • Будущий пенсионер обязан постоянно пребывать в РФ не менее пятнадцати лет. Причем период временного проживания в данный срок не включается. Могут суммировать время постоянного пребывания. Согласно ФЗ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ иностранец вправе получить статус постоянного проживающего в РФ при наличии ВНЖ.
    • Возникновение права на определенный тип пенсии (достижение установленного законодателем возраста, а также определенного статуса и пр.).
    • Чтобы вам назначили страховую пенсию по старости в 2020 году, требуется трудовой стаж продолжительностью не менее девяти лет. В дальнейшем он каждый год увеличивается до достижения пятнадцати лет.
    • Нужно наличие суммы ИПК не менее 13,8 с увеличением на 2,4 ежегодно до размера 30.
    • Наличие страхования в СОПС в России.
    • Исполнение всех условий для назначения определенного типа пенсионного обеспечения, установленных законодателем.

    Процедура получения пенсии

    Для назначения пенсионного обеспечения в РФ нужно обосновать права на данную льготу. Требуется пройти следующие этапы:

    • Удостоверение в том, что пенсионное содержание вам положено по законодательству (проконсультируйтесь со специалистом ПФР).
    • Сбор пакета необходимых бумаг.
    • Подача заявки и необходимых документов в качестве доказательной базы.
    • Получение на руки расписки о том, что весь пакет бумаг принят.
    • Ожидание решения вопроса.
    Читать еще:  Имею ли я право на социальную пенсию по утере кормильца, если мать лишена прав, а отец в тюрьме?

    Важно! Рассмотрение по закону продолжается десять рабочих дней. Если запрашивались дополнительные бумаги, срок рассмотрения заявки вправе приостановить не более чем на 3 месяца. При отказе ПФР уведомит заявителя в течение пяти дней с даты принятия решения с указанием причины.

    Пакет документов

    Для оформления пенсии нужно предоставить следующий комплект документов:

    • Удостоверение личности (к примеру, паспорт иностранца).
    • Заявление о назначении пенсионного обеспечения, которое можно подать не ранее чем за 30 дней до наступления права на выплату от государства или в любое время после возникновения данного права. (Заявление о назначении пенсии).
    • ВНЖ с отметкой о регистрации по месту проживания.
    • Бумага о регистрации по месту пребывания в России.
    • Договор на выполнение работ или оказание услуг.
    • Трудовая книжка РФ.
    • Страховое свидетельство.
    • Выписка из индивидуального лицевого счета. Гражданин вправе ознакомиться со своими реквизитами до обращения с заявлением.
    • Справка, удостоверяющая, что за нетрудоспособными членами семьи ухаживают сторонние лица.
    • Если когда-то изменяли фамилию, имя, требуется подтверждение этому.
    • Справка об инвалидности (если она есть).

    Если у ВНЖ истекает срок действия, пенсионные выплаты будут приостановлены на 6 месяцев, начиная со следующего за месяцем, в котором данный документ стал недействительным. Если иностранное лицо не подтвердило факт проживания в РФ постоянно, пенсионное обеспечение выплачиваться не будет с того месяца, в котором прошел срок полгода.

    Способы подачи документов

    Варианты подачи бумаг в ПФ РФ:

    • лично в местном отделении или МФЦ;
    • через почту (следует заверять бумаги);
    • на сайте Госуслуг или ПФР;
    • через доверенное лицо (необходима доверенность, заверенная нотариально).

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Вопрос №1. Можно ли перевести пенсионные отчисления из Киргизии в РФ?

    Чтобы перевести свои пенсионные выплаты в Россию, подданному Киргизии требуется выполнить несколько шагов:

    1. Законно пересечь границу РФ.
    2. Отметиться в миграционной службе (встать на учет).
    3. Приобрести статус переселенца, беженца либо получить ВНЖ.
    4. Сообщить ПФ Киргизии о том, что место проживания изменено, и сняться с пенсионного учета в своем государстве.
    5. Передать бумаги, касающиеся трудового стажа, в ПФР.

    Как только специальная комиссия рассмотрит предоставленную документацию и пенсионное дело заявителя и подтвердит достоверность бумаг, она установит размер ежемесячного пособия. Все платежи переводятся на карточку, которую к тому времени должен оформить гражданин.

    Как вариант – пенсию могут доставлять почтой в том порядке, предусмотренным законодателем. Перевод пенсионных выплат из Киргизии в РФ при переезде на постоянное проживание невозможен, если отсутствует вид на жительство.

    Вопрос №2. Как поступить, если поменялось место проживания пенсионера?

    Нередко в силу разных причин пенсионеру приходится изменять место дислокации и переселяться на новое. Что делать в этой ситуации? Стоит отметить, что средства на пенсию предоставляют местные бюджеты. Потому обязательно нужно сняться с учета по прежнему адресу, а по прибытии уведомить ПФР и встать на учет в новом регионе.

    Пенсия имеет некоторые особенности в каждом регионе. Это значит, что пенсионеры вправе получать определенные доплаты к своему обеспечению.

    Процесс переоформления составляет примерно 3 дня. Готовить новый набор соответствующих бумаг не нужно. Дело передается по внутренней системе ПФР. У субъектов, которые работали на Крайнем Севере либо в районах, по условиям близких к нему, надбавка к пенсии сохраняется, куда бы они ни переселились.

    Итак, граждан Киргизии, зарегистрированных в России официально и планирующих обосноваться здесь постоянно, приравнивают в правах к нашим соотечественникам во всех социальных вопросах, в том числе получение пенсионных выплат.

    Типичные ошибки

    Отказ от предоставления пенсионных выплат связан со следующими причинами:

    • недостаточный трудовой стаж. Это происходит из-за того, что человек работал без официального трудоустройства или вовсе не работал;
    • нехватка пенсионных баллов. Малое их количество вызвано низкими заработками и низким стажем работы. С неофициальной заработной платы ИПК не формируются;
    • отсутствие сведений о трудовом стаже либо его не учет при расчете. Это происходит по разным обстоятельствам:
    • неточности в трудовой книжке;
    • отсутствие необходимых печатей и подписей в документе;
    • ошибки в отчетности организации по данному гражданину;
    • предприятие на момент оформления пособия ликвидировано, а данные в архив не даны;
    • работодатель не производил отчисления страховых взносов, хотя запись о времени работы в трудовой книжке имеется.

    Каждая конкретная ситуация отказа строго индивидуальна. Разрешить возникшие проблемы возможно и в отделении Пенсионного Фонда либо за счет направления запроса дополнительных бумаг из городского архива. Хотя встречаются случаи, при которых единственная возможность отстоять свои права — разбирательство в суде.

    Пример

    Гражданин Киргизии проживает в РФ, гражданства нет. Можно ли оформить ему пенсионное обеспечение в России, не посещая Киргизию?

    «Согласно ФЗ-400, право на трудовую пенсию в России имеют иностранные субъекты и лица без гражданства, находящиеся на ПМЖ в РФ. Следовательно, граждане стран СНГ, которые прибыли на постоянное проживание в РФ, вправе получить пенсионное обеспечение в нашей стране. Причем отчисления по прежнему местожительству прекращаются, если пенсия того же типа предусмотрена законодателем», — разъяснила Шафранова Снежана, юрист, г. Нарьян-Мар, эксперт сайта «Правовед.ру».

    Наше государство прилагает все усилия для поддержки субъектов с иностранным подданством и получения денежных средств ими в старости. Это дает иностранцам уверенности в завтрашнем дне. Причем условия назначения им пенсионных отчислений почти не отличаются от требований для граждан России.

    Единственная отличительная особенность — обязательное наличие у иностранного лица вида на жительство, удостоверяющее его постоянное пребывание на территории РФ.

    Старость не в радость

    Супруги Горячих проработали на Камчатке около 40 лет. Владимир ходил в море на торговых и рыболовецких судах, четырежды был в Антарктиде. Ирина преподавала в школе русский язык и литературу.

    Суровый климат сказывался на здоровье престарелых родителей Владимира, которые жили там же, на Камчатке. В конце 80-х старики решили перебраться в Киргизию. А когда старшие стали нуждаться в постоянном уходе, к родителям переехали и Владимир с Ириной. На тот момент у четы оказалось достаточно трудового стажа — напомним, на Камчатке, приравненной к районам Крайнего Севера, год работы засчитывается за полтора, — чтобы оформить честно заработанную пенсию. Как положено, супруги ушли на заслуженный отдых раньше обычного срока.

    Однако в Киргизии у Владимира начались проблемы с оформлением пенсии. Как только ему исполнилось 60, управление пенсионного фонда РФ по Елизовскому району прислало уведомление, что в связи с достижением этого возраста выплата пенсии из России прекращается и для дальнейшего оформления ее выплаты необходимо обратиться в местное отделение социального фонда КР. Но в Киргизии пенсионный возраст у мужчин наступает в 63. Та же история произошла и с Ириной.

    После публикации в «РГ-Неделя. Киргизия» от 23 мая 2013 года выплаты пенсий супругам Горячих были возобновлены. Но стоило «иностранцам» дожить до установленного на этот раз уже киргизским законодательством срока — 63 года для мужчин и 58 для женщин, — как выплаты вновь прекратились. На этот раз — «северных» надбавок. Переехав на постоянное место жительства в Киргизию, Горячих их попросту лишились. И в который раз в пенсионном фонде РФ Владимиру и Ирине сообщили, что поскольку их постоянное место жительства находится в Киргизии, то и надбавки должны начислять там же.

    — Существует соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанное 13 марта 1992 года, — пояснила «РГ» советник председателя Соцфонда КР Гульмира Джуматаева. — Согласно этому документу, Горячих могут оформить пенсию в Киргизии, но без каких-либо льгот. Согласно закону КР «О государственном пенсионном страховании», право на льготное пенсионного обеспечение имеют лица, которые работали в условиях высокогорья, а также в отдаленных регионах республики. Пенсия за работу в «северных» условиях не предусмотрена. Сразу скажу, что, оформив пенсию в Киргизии, Горячих значительно потеряют в сумме.

    — Наши права как граждан России гарантированы Конституцией РФ, — заявляет Владимир Горячих. — Основной закон обязателен для всех граждан России независимо от того, в какой стране они проживают. Я и моя жена честно заработали «северные» надбавки. Почему же нас их лишили?

    Горячих направили письмо в прокуратуру Камчатского края. В письме за N 75-250-2013 от 28.08.2013 года надзорный орган ответил, цитируем: «Согласно статье 1 федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим федеральным законом. Однако если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим федеральным законом, применяются правила международного договора РФ. Данное положение согласуется также с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации».

    Между тем в существовавшем до недавних пор в Киргизии центре правовой поддержки и защиты российских соотечественников, куда Горячих обратились за консультацией, сочли, что права Ирины и Владимира грубо нарушены. «Соглашение о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года» гласит, что пенсии гражданам указанных в документе государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают, только в том случае, если лицо при-обрело право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализует это право на территории государства-участника соглашения», — таков ответ центра правовой поддержки.

    По мнению юристов центра, Ирина Горячих не имеет права на получение пенсии в Киргизии, так как «право на пенсионное обеспечение она приобрела в декабре 2012 года. То есть, увы, уже после распада СССР. Следовательно, как убеждены юристы, ситуация Горячих подпадает под федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами и не имеющие регистрации на территории РФ, за назначением пенсии должны обращаться в пенсионный фонд России. Причем их местожительство в данном случае никакого значения не имеет.

    Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Камчатскому краю от 1 апреля 2016 года:

    Читать еще:  Военная пенсия и льготы при увольнении с льготной выслугой 22,6 лет

    «. Исчисление размера страховой пенсии осуществлено по нормам действующего пенсионного законодательства в Российской Федерации, подробные разъяснения по расчету пенсии неоднократно направлялись в адрес Горячих. Величина районного коэффициента, применяемого к заработной плате в районе Крайнего Севера, учитывается при определении коэффициента отношения среднемесячных заработков пенсионера и при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Размер страховой пенсии Горячих В.А. определен с учетом максимального коэффициента отношения среднемесячных заработков 1.7 в связи с применением районного коэффициента 1.6 (это северная льгота для северян) (районный коэффициент 1.6 применяется на территории Камчатского края). Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на 50 процентов (коэффициент 1.5) (это льгота для северян) сохраняется при выплате пенсии независимо от места проживания пенсионера в том случае, если пенсионер имеет продолжительность страхового стажа не менее 25 календарных лет и 20 календарных лет, соответственно мужчины и женщины, и не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. Страховой стаж Горячих В.А. составляет 21 календарный год и 14 дней, а»северный» стаж — 19 лет 9 месяцев 14 дней (в вашем комментарии по их обращению — около 40 лет, что не соответствует действительности). Поэтому законных оснований для выплаты ему фиксированной выплаты в повышенном размере не имеется (недостаточно календарного страхового стажа). Что касается исчисления продолжительности страхового стажа, заработанного в районах Крайнего Севера, для определения права на пенсию, периоды такой работы учитываются с применением норм ранее действовавшего пенсионного законодательства, в том числе льготного порядка исчисления стажа, например, за 1 год работы в районах Крайнего Севера учитывается полтора года. Эта норма действует и в отношении Горячих В.А., которому пенсия выплачивалась с 2009 года».

    Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

    Ольга Васильевна, прошу Вас дать разъяснение по следующей теме: миграция населения бывших республик Союза ССР происходит постоянно, в том числе и лиц пожилого возраста. Как же решается вопрос их пенсионного обеспечения?

    Этот вопрос решается в соответствии с международными договорами между государствами — бывшими союзными республиками. Первый такой документ – Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»- был принят 13 марта 1992 года. Его участниками в настоящее время являются 8 государств: Российская Федерация, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

    Основная норма Соглашения от 13 марта 1992 года – осуществление пенсионного обеспечения по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает в момент назначения пенсии. Эта норма относится не только к тем, кто впервые приобрел право на пенсию, но и к тем, кто ее уже получал в государстве прежнего проживания.

    В практическом плане это означает, например, по прибывшим из вышеперечисленных государств в Российскую Федерацию, что все документы истребуются вновь и их оценка на пригодность для назначения пенсии оценивается по нормам российского пенсионного законодательства.

    Будет ли назначена пенсия, если прибывший не является гражданином Российской Федерации?

    Согласно российскому законодательству право на пенсионное обеспечение наряду с гражданами РФ имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание подтверждается Видом на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

    Гражданам России, в том числе переехавшим из бывших союзных республик, пенсия назначается и при отсутствии регистрации по месту жительства. Для них достаточно регистрации по месту пребывания или месту фактического проживания, но при условии снятия с регистрационного учета

    по месту жительства в государстве прежнего проживания.

    В связи с переездом пенсионера по старости на постоянное проживание в Россию ему прекратили выплату пенсии, допустим, в Казахстане. Переезд, обустройство, получение необходимых документов для оформления пенсии по новому месту жительства занимает немалое количество времени, а назначение трудовой пенсии по старости по законодательству РФ производится с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами. Получается, что за какой-то промежуток времени он теряет пенсионное обеспечение?

    Соглашение от 13.03.1992 г. позволяет минимизировать потери: российская пенсия того же вида, какую он получал в государстве прежнего проживания, будет ему назначена с даты прекращения выплаты, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

    Есть еще вариант сохранения непрерывного пенсионного обеспечения при переезде – не сниматься с пенсионного учета по прежнему месту жительства до окончательного решения всех проблем по обустройству в другом государстве.

    Необходимо ли привозить с собой пенсионное дело?

    На усмотрение заявителя. Обязательны сведения о виде пенсии и дате прекращения ее выплаты, они содержатся в материалах дела, но их можно подтвердить также и справкой из пенсионирующего органа по прежнему месту жительства. Могут быть использованы из пенсионного дела подлинные документы о стаже и заработке, если они соответствуют требованиям российского законодательства.

    В каком порядке рассматриваются документы, представленные для назначения пенсии на иностранном языке?

    Документы, выданные на иностранных языках в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет этими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

    Каких документов для назначения российской пенсии чаще всего недостает у переселившихся из стран СНГ?

    Чаще всего проблемы возникают по справкам о заработной плате. Согласно законодательству РФ среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется по одному из 2-х вариантов: либо за 2000 – 2001 годы по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 2002 года.

    Первый вариант для прибывших в настоящее время из другого государства чаще всего не используется вследствие отсутствия сведений о них в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда нашей страны, а для второго варианта своевременно справка, как правило, заявителем не представляется, ее приходится запрашивать дополнительно, при этом полномочные органы другого государства не всегда откликаются оперативно. Поэтому очень желательно, чтобы решивший переехать в Российскую Федерацию гражданин прежде всего уточнил, какие документы ему понадобятся, и получил их до выезда. Кроме того, ему необходимо знать, как должны быть оформлены эти документы: что касается справок о заработной плате, например, то в ней обязательны наименование организации, номер и дата выдачи, полные ФИО, помесячные данные о сумме заработка и о названии валюты, в которой заработок выплачивался, основание выдачи справки, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, заверенные печатью предприятия.

    В справках о периодах работы помимо всего прочего обязательно должна быть указана дата рождения работника.

    Участниками Соглашения от 13.03.1992 являются 8 бывших союзных республик. Как вопросы пенсионного обеспечения решаются с остальными?

    С 6 бывшими союзными республиками Российской Федерацией заключены двусторонние международные договоры о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения: с Республикой Молдова от 10.02.1995; с Грузией от 16.05.1997; с Литовской Республикой от 29.06.1999; с Республикой Беларусь от 24.01.2006; с Латвийской Республикой от 18.12.2007; с Эстонской Республикой от 14.07.2011 года.

    Договоры с Молдовой, Литвой, Грузией за исключением отдельных особенностей содержат те же принципы пенсионного обеспечения, что и Соглашение от 13.03.1992: пенсии назначаются по территориальному признаку, т.е. по законодательству страны проживания.

    По договору с Эстонией применяется пропорциональный принцип: каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую пенсионному стажу, приобретенному на ее территории (в том числе на территории бывших РСФСР и ЭССР), согласно положениям своего законодательства.

    По договору с Республикой Беларусь действует смешанный территориально-пропорциональный принцип: за периоды страхового (трудового) стажа до 13.03.1992 пенсию назначает и выплачивает то государство, где лицо проживает в момент обращения за пенсией, а за периоды после 13.03.1992 каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию пропорционально стажу, приобретенному на его территории.

    Кроме того, по желанию заявителя может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются (России или Беларуси) без применения положений Договора от 24.01.2006.

    По Договору с Латвийской Республикой за периоды страхового стажа, приобретенного в СССР до 1 января 1991 года на территории Латвии или России, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового стажа после 1 января 1991 года, каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории.

    Республика Азербайджан не подписала Соглашение от 13.03.1992 и не имеет международного договора с Российской Федерацией в области пенсионного обеспечения, поэтому пенсионирование прибывающих из этого государства граждан производится в порядке, предусмотренном действующим российским законодательством.

    Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

    Максимова Е.А.

    Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

    Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

    Аннотация

    Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

    Ключевые слова: пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

    Key words: old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

    Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

    В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

    Читать еще:  Как определяется право на пенсию с учетом стажа работы?

    В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

    При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

    Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

    В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

    При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

    Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

    Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

    Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

    Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

    Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

    Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

    При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

    Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

    Литература

    (1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

    (2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

    (3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

    (4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

    (5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

    (6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

    (7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

    (8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

    (9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector