Как оспорить отмену региональной социальной доплаты к пенсии?

Отмена социальной доплаты

Социальные доплаты к пенсии позволяют поднять их доход до уровня прожиточного минимума пенсионера. Но вот уже несколько лет подряд ходит слух, что их отменят. В этом материале разбирается понятие социальной доплаты, основания для ее отмены и помощь юриста в Москве в решении вопроса.

Что такое социальная доплата

Под понятием социальной доплаты понимается сумма, ежемесячно доначисляемая пенсионеру для поднятия его дохода до уровня прожиточного минимума пенсионера в случае, если назначенное пенсионное содержание не достигает установленного в регионе уровня прожиточного минимума.

Говоря же более простым языком, это доплата до социального минимума, который обеспечит минимальную выживаемость пенсионера. Она образована разницей между установленным в регионе проживания прожиточным минимумом для пенсионеров (ПМП) и той суммой, которая фактически назначена гражданину в виде ежемесячного пенсионного содержания.

Кому положена социальная доплата

Вполне естественно, что социальная доплата к пенсии положена далеко не всем. На ее получение могут претендовать:

  • не работающие пенсионеры;
  • малоимущие граждане (то есть с суммой ежемесячного содержания ниже ПМП);
  • постоянно проживающие на территории России.

При назначении соцдоплаты не может учитываться социальная поддержка в натуральной форме. Однако ее денежный эквивалент вполне попадает под понятие дохода, а потому если ЕДВ и НСУ в сумме с пенсией превышают ПМП, то доплата не производится.

Также пенсионеру откажут в доплате, если у него есть иные источники дохода. Например, если он осуществляет предпринимательскую деятельность, либо получает доход от профессиональной деятельности без получения предпринимательского патента (то есть является самозанятым).

Но под доход не попадают дивиденды по ценным бумагам или процент по банковским вкладам. Вообще, любой пассивный доход пенсионера не является поводом к отказу в начислении социальной доплаты.

К юристу за содействием обратился москвич С. Пенсионер пожаловался на неправомерный отказ в социальной доплате не основании того, что он получает дивиденды от деятельности фирмы, учредителем которой он является. Адвокат пояснил, что если отсутствует трудовой или гражданско-правовой договор, решение о лишении соцдоплаты является неправомерным и может быть оспорено в досудебном или судебном порядке.

Когда устанавливается соцдоплата

Социальная доплата неработающим пенсионерам может быть установлена с 1 числа месяца, который следует за датой обращения с соответствующим заявлением. Причем речь идет именно об обращении, а не о принятии решения по заявлению.

То есть, чтобы получить гарантированную государством доплату, пенсионеру придется известить об этом компетентный орган. Если же заявления от гражданина не поступило, то ему никаких доплат производится, не будет.

Исключение из правила составляет лишь доплата в адрес детей инвалидов и детей, не достигших 18-летнего возраста и получающих страховую пенсию по потере кормильца. Им соцдоплата назначается в беззаявительном порядке.

На какой срок устанавливается выплата

Социальная доплата устанавливается на весь срок, пока пенсионер в ней нуждается. То есть ее будут выплачивать вплоть до того момента, пока по тем или иным причинам доход пенсионера не превысит установленный прожиточный минимум пенсионера.

В ближайшем обозримом будущем пенсионер может лишиться дополнительной выплаты только в 3 случаях.

  1. Если он трудоустроится – это автоматически отменяет право на получение соцдоплаты, и даже индексации пенсионного содержания.
  2. Если он оформит предпринимательский патент, зарегистрируется в качестве самозанятого.
  3. Если пенсия вырастет вследствие индексации.

С учетом значительного роста суммы пенсионного содержания вследствие индексации свыше прогнозируемого уровня инфляции 3-ий вариант уже не кажется маловероятным. Ведь в иных случаях доплату назначали пенсионерам, разница между пенсией которых и уровнем ПМП составляла несколько рублей. Учитывая, что власти планируют индексировать пенсии значительными темпами вплоть до 2024 года, многие пенсионеры должны выйти из-за черты бедности, что и отменит соцдоплаты в их адрес.

Отменят ли доплату с 2019 года

Социальные доплаты к пенсии в 2019 году и позднее не отменят. Для этого придется изменить не только действующее пенсионное законодательство страны, но и саму Конституцию РФ, в ст. 7 п. 1 которой говорится:

«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

Поскольку проживание за чертой бедности нельзя назвать достойной жизнью гражданина России на территории России, право на пенсию на уровне не ниже ПМП закреплено конституционно.

Сумма доплаты

Согласно законодательству, каждый регион самостоятельно определяет прожиточный минимум соответствующим законодательным актом. И разброс по регионам довольно существенный. Так, пенсионеры Тамбовской области – самые «бедные», поскольку ПМП в этом регионе на 2019 год составляет всего 7 811 руб.

А вот в числе самых «богатых» Москва со своими 12 115 руб. не входит – на первом месте Чукотский Автономный округ, где ПМП установлен в сумме 19 000 руб. Еще несколько регионов также имеют ПМП в пятизначном выражении.

Однако следует сказать, что существует 2 разновидности доплаты – федеральная и региональная. Первая используется только в случае, если размер социальной доплаты к пенсии на региональном уровне не повышает доход гражданина до среднего ПМП по стране.

На 2019 год в среднем по России ПМП установлен в сумме 8 846 руб. Размер определен 459-ФЗ, принятым 29 ноября 2018 года. Следовательно, тамбовские пенсионеры и жители многих других регионов будут получать именно такую сумму.

Интересуетесь социальными доплатами? Обсудите вашу ситуацию с юристом сайта. Консультационные услуги правового характера оказываются бесплатно по телефону и онлайн.

О прекращении региональной социальной доплаты к пенсии

я пенсионерка уже 5 лет. получаю пенсию по старости. хоть у меня стаж 39 лет. плюс социальную доплату. 5 лет не было никаких вопросов. у меня была открыта фирма ооо с упращенной системой налогооблажения под детские туристические программы по России. но она не работала ни одного дня . нет даже расчетного счета в банке. банк был аннулирован еще 4 года назад. мне даже не вернули уставной фонд .так как закрыть всегда сложнее . чем открыть и нужно заплатить немаленькие деньги. я являюсь учредителем и директором и бухгалтером и уже 5 лет сдаю нулевую отчетность хоть в налоговой мне обещали, что через 3 года она автоматически закроется. компания не работала ни одного дня . сотрудников нет . помещения тоже. тел. сотовый мой во всех отчетах я ни от кого не скрывала. что есть нулевая компания. все делала по закону. в трудовой я уволена с 2014 года. трудовую я каждый год предоставляю в прф. с 1 июня 2019 года без объяснения меня лишили соц. доплаты к пенсии. после выяснений мне предьявили, что я работаю. хоть у меня есть все документы о нулевой отчетности и еще я должна 20 процентов вернуть с соц. доплат . я для этого должна просто продать квартиру. в которой проживает моя 90летняя мама она ветеран вов и инвалид и моих 2 детей и одно из них еще учится и она на моем еждевении. я готова подать в суд и прокуратуру. проконсультируйте как правильно составить заявление

я являюсь учредителем и директором и бухгалтером и уже 5 лет сдаю нулевую отчетность
Надежда

К сожалению, в региональной социальной доплате к пенсии Вам отказали правомерно на основании формальных требований закона.

Как следует из п.1 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации,не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

При этом согласно п.12 данной статьи закона пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Теперь обратите внимание на п.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»:

1. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации .

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями),

Как видите, согласно положениям закона Вы, как директор, являющийся единственным учредителем ООО, считаетесь застрахованным лицом, поэтому, к сожалению, права на социальную доплату к пенсии, несмотря на то, что фактически Ваше ООО не ведет никакую деятельность, Вы не имеете.

О том, что директор ООО, как единственный его учредитель, состоит в трудовых отношениях со своей организацией (на основании приказа о возложении на себя функций единоличного исполнительного органа) и соответственно относится к застрахованному лицу, разъяснено подробно в Письме ПФ РФ от 07.06.2018 N 08/30755 «О предоставлении информации», п.2 которого считаю целесообразным полностью процитировать, поскольку он имеет прямое отношение к Вашей ситуации:

2. Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами являются, в частности, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Читать еще:  Входит ли в пенсионный стаж срок отбытия наказания с 1976 по 1992 годы?

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения на основании трудового договора возникают, в частности, в результате назначения на должность или утверждения в должности. Следовательно, решение единственного участника общества о возложении на себя функции единоличного исполнительного органа является основанием для заключения трудового договора.
Федеральная служба по труду и занятости (письмо от 06.03.2013 N 177-6-1) отмечает, что трудовой договор предполагает две стороны: работника и работодателя. При отсутствии одной из сторон трудовой договор не может быть заключен. Единственный участник общества должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа — директора, генерального директора, президента и т.д., без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.
В Определении ВАС РФ от 05.06.2009 N 6362/09 изложено, что в соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества, следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. Следовательно, документами, подтверждающими наличие трудовых отношений с руководителем организации, являющимся единственным участником (учредителем), является решение (приказ, распоряжение и т.д.) о возложении на себя функций единоличного исполнительного органа, а также трудовой договор.
С учетом изложенного, если руководитель организации (в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоит с данной организацией в трудовых отношениях, то такое лицо, в соответствии с нормами Закона N 167-ФЗ, относится к работающему застрахованному лицу.
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан предоставлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями) членами организаций, собственниками их имущества (письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ,страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами ПФР в судебном порядке.

Начальник
управления организации
персонифицированного учета ПФР
И.Г.ШУЙСКАЯ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 5-АПГ16-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-11

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Косцова А.В. на решение Московского городского суда от 9 сентября 2015 года об отказе в удовлетворении его заявления о признании недействующими пункта 31 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», пункта 2 постановления Правительства Москвы от 8 августа 2012 года N 396-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП», пункта 3 постановления Правительства Москвы от 17 декабря 2013 года N 851-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год» и пункта 3 постановления Правительства Москвы от 9 декабря 2014 года N 735-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Правительства Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения города Шитиковой Е.В., Крыловой Е.В., просивших решение суда первой инстанции оставить в силе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии. Согласно пункту 31 Порядка при индексации размера пенсии размер региональной социальной доплаты не изменяется по 31 декабря года, в котором осуществлена индексация размера пенсии. Пересмотр размера региональной социальной доплаты осуществляется с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлена индексация размера пенсии.

Постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2012 года N 396 в указанное выше постановление внесены изменения. В соответствии с пунктом 2 этого постановления неработающим пенсионерам, получающим региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта по состоянию на 31 декабря 2012 года и зарегистрированным на указанную дату по месту жительства в городе Москве менее 10 лет в общей сложности, выплата указанной региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется на условиях и в порядке, установленных до дня вступления в силу постановления. Размер региональной социальной доплаты к пенсии до величины городского социального стандарта указанным пенсионерам подлежит пересмотру и перерасчету в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии в редакции настоящего постановления.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Москвы от 17 декабря 2013 года N 851-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год» и пункту 3 постановления Правительства Москвы от 9 декабря 2014 года N 735-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год» размер городского социального стандарта составляет 12 000 руб.

Косцов А.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных выше положений, считая их противоречащими статьям 3, 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статье 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и нарушающими права заявителя на получение пенсии с учетом индексации по уровню инфляции.

Решением Московского городского суда от 9 сентября 2015 года названное административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Косцов А.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы, Правительством Москвы и Департаментом социальной защиты населения города Москвы представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.

Отказывая Косцову А.В. в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции справедливо пришел к выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства Москвы с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и не противоречит федеральному законодательству или нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

По мысли федерального законодателя, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О социальной государственной помощи», а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий; оказание (предоставление) государственной социальной помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий; размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации; получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 5, статьи 7 и 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О социальной государственной помощи»).

Пенсионерам, проживающим на территории Российской Федерации, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации, устанавливается региональная социальная доплата к пенсии, определение размера которой входит в компетенцию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в данном субъекте Российской Федерации; размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера, при изменении (индексации) размеров денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации; в случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации (пункты 1 и 5, 8 и 16 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О социальной государственной помощи»).

Читать еще:  Могу ли я претендовать на субсидию в такой ситуации?

Анализ оспариваемых положений во взаимосвязи с приведенными выше федеральными нормами дает убедительную основу для вывода о том, что Правительство Москвы, вводя для неработающих пенсионеров в целях дополнительной социальной поддержки региональную социальную доплату к пенсии и в связи с этим утверждая порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, предусматривающей двухуровневую величину, до которой устанавливается доплата, действовало правомерно и уровень правовых гарантий при этом не снизило.

Как следует из буквального толкования постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП, предусмотренная региональная социальная доплата предоставляется независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами, а финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством города Москвы (пункт 6.2 постановления).

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии в городе Москве на 2015 год установлена величина прожиточного минимума пенсионера в размере 9 046 рублей, что существенно выше в сравнении с предыдущими годами (с 1 января 2010 г. — 5790 руб., с 1 января 2011 г. — 6273 руб., с 1 января 2012 г. — 7137 руб., с 1 января 2013 г. — 7137 руб., с 1 января 2014 г. — 8502 руб.).

Величина городского социального стандарта (социального норматива материального обеспечения неработающих пенсионеров и инвалидов, получающих пенсию (пожизненное содержание) в городе Москве и зарегистрированных по месту жительства в городе Москве) установлена в размере 12000 руб.

Введенный городской социальный стандарт установлен в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, материальное обеспечение неработающего пенсионера на территории города Москвы составляет 12000 руб., и, таким образом, требование федерального законодательства о том, что материальное обеспечение неработающего пенсионера не должно быть ниже прожиточного уровня, в данном случае соблюдено.

Исходя из правовой природы социальных доплат, преследующих, как уже было отмечено, своей целью достижение материального обеспечения пенсионера до уровня прожиточного минимума пенсионера или уровня городского социального стандарта, суд не может согласиться с доводами заявителя, ошибочно полагающего, что увеличение размера пенсии влечет пропорциональное увеличение размера рассматриваемых социальных доплат. Указанные доплаты с учетом логики законодателя не должны выходить за пределы городского социального стандарта, и размер этих доплат уменьшается пропорционально увеличению общей суммы материального обеспечения пенсионера, а в случае, если указанная сумма его обеспечения (без учета социальных доплат) достигла величины прожиточного минимума пенсионера либо городского социального стандарта, выплата таких доплат прекращается.

В связи с этим Судебная коллегия констатирует, что гарантия сохранения региональной социальной доплаты в прежнем размере до конца года после индексации пенсии, осуществляемой в централизованном порядке на всей территории Российской Федерации, содержащаяся в оспариваемом пункте 31 Порядка, свидетельствует исключительно об улучшении социального положения пенсионеров, поскольку позволяет им в указанный период получать повышенный размер социальных выплат.

Таким образом, оспариваемое правовое регулирование не может рассматриваться как ухудшающее положение указанной категории граждан.

Ссылки заявителя на противоречие оспариваемой нормы Конституции Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации.

Являются необоснованными доводы Косцова А.В. о противоречии пункта 31 Порядка положениям Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 года, поскольку статья 18 Хартии предусматривает необходимость определения размера минимальной пенсии исходя из величины принятой в государстве системы минимальных потребительских бюджетов и не регулирует вопросы, связанные с выплатой региональной социальной доплаты.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Московского городского суда от 9 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Косцова А.В. — без удовлетворения.

Как оспорить отмену региональной социальной доплаты к пенсии?

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2012 г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2012 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,

с участием истицы Костюк А.М. ,

ответчика Государственного учреждения — Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области в лице представителя Татариновой О.И. , действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1183/2012 по иску

Костюк А. М. к ГУ Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области об оспаривании действий и взыскании социальной доплаты к пенсии,

Костюк А.М. обратилась в суд с требованием к ГУ Управление пенсионного фонда России в и (далее — ГУ УПФР) об оспаривании бездействия выразившегося в невыплате с ДД.ММ.ГГГГ социальной доплаты к пенсии по старости до размера прожиточного минимума, а также о взыскании указанной социальной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере .

В обоснование иска Костюк А.М. указала на то, что в указанный период ее пенсия составляла сумму менее величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом, поэтому она имеет право на получение указанной социальной доплаты к пенсии, но была незаконно лишена ее, в связи с чем истица просит взыскать невыплаченную доплату за указанный период и обязать выплачивать ее в будущем.

Представитель ГУ УПФР иск Костюк А.М. не признал, в связи с его необоснованностью, указав в возражение на иск на то, что истица при обосновании заявленного требования исходит из неверного понимания норм материального права.

Так представитель ответчика пояснил то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Костюк А.М. , будучи пенсионером по старости и инвалидом , является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежный выплаты (ЕДВ), которые составляют общую сумму материального обеспечения пенсионера, которое в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ превышало величину прожиточного минимума пенсионера, установленного законом.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает иск Костюк А.М. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Сторонами не оспаривается и судом установлено то, что Костюк А.М. , являющейся пенсионером по старости и инвалидом , ГУ УПФР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (спорный период) ежемесячно выплачивал пенсию по старости и ЕДВ.

Стороны предоставили в суд сведения о выплаченной Костюк А.М. в спорный период пенсии и ЕДВ, из которых следует то, что спора о размере указанных выплат не имеется, так как предоставленные сторонами сведения не противоречат друг другу.

Истица, ссылаясь на то, что размер ее пенсии, без учета ЕДВ, в спорный период менее величины прожиточного минимума пенсионера (далее — ВПМп), оспаривает то, что ГУ УПФР в указанный период не производил ей социальной доплаты к пенсии, без учета ЕДВ, до размера ВПМп.

Ответчик, в свою очередь, возражает против иска, в связи с тем, что социальная доплата к пенсии производится, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, в которую входят как пенсия по старости, так и ЕДВ, менее ВПМп, так как в спорный период общая сумма материального обеспечения Костюк А.М. превышала ВПМп, социальная доплата к пенсии истице не производилась.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изм.) с 01.01.2010 г. установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются, в том числе, суммы пенсий и ЕДВ.

Из указанных норм следует то, что право на получение социальной доплаты к пенсии имеют только пенсионеры, общая сумма материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту их жительства. При расчете общей суммы материального обеспечения учитываются денежные выплаты, которые назначены пенсионеру в соответствии с законодательством и включают в себя как сумму пенсии, так и ЕДВ.

В связи с этим, суд нашел то, что требование Костюк А.М. о праве на получение социальной доплаты к пенсии, без учета иных выплат, в том числе ЕДВ, не основано на законе.

В то же время, с учетом того, что истицей заявлено не только требование о праве на получение социальной доплаты к пенсии, но и о взыскании не полученной социальной доплаты к пенсии, суд считает необходимым проверить законность и обоснованность действий ГУ УПФР, которым в спорный период указанные выплаты не производились.

Согласно частям 4 и 5 указанной законодательством предусмотрены два вида социальной доплаты к пенсии — федеральная и региональная. При этом федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальными органами Пенсионного фонда РФ при условии, что общая сумма его материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания. Размер социальной доплаты рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы общая сумма материального обеспечения данного пенсионера соответствовала величине прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства, но не превышала размер прожиточного минимума в целом по России.

Читать еще:  Какие выплаты может получать мать одиночка при обучении в ВУЗе?

Региональная социальная доплата к пенсии назначается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства или пребывания пенсионера в том случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания и если установленная в указанном субъекте РФ величина прожиточного минимума превышает размер прожиточного минимума пенсионера в целом по России. Размер региональной доплаты рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера соответствовала величине прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном регионе.

В связи с тем, что иск Костюк А.М. заявлен только ГУ УПФР — плательщику федеральной социальной доплаты к пенсии и не заявлялся к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области — Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району — плательщику региональной социальной доплаты к пенсии, суд, исходя из пределов заявленных требований (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), проверяет только законность и обоснованность невыплаты федеральной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и п. 7 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ВПМп в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена:

на 2010 год в размере 4 780 рублей;

на 2011 год в размере 4 938 рублей;

на 2012 год в размере 5 343 рубля.

В спорный период материальное обеспечение Костюк А.М. , включающее в себя сумму пенсии и ЕДВ, составляло:

Как следует из установленных судом обстоятельств, Костюк А.М. , получая в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материальное обеспечение в виде пенсии по старости и ЕДВ, превышающее по размеру величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, установленную для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, права на получение указанной доплаты не имела, поэтому пенсионные права истицы не нарушены.

Суд, установив необоснованность требований Костюк А.М. , считает, отказать ей в удовлетворении иска об оспаривании действий ГУ УПФР и взыскании социальной доплаты к пенсии.

Руководствуясь статьями 194 — 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Костюк А. М. в иске к Государственному учреждению — Управление пенсионного фонда России в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области об оспаривании действий и взыскании социальной доплаты к пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Жалоба о неправомерном отказе в надбавке к пенсии

В Прокуратура Северного административного округа города Москвы
Адрес: _____________________

Заявитель: ______________________
Адрес: _____________________

ЖАЛОБА
На действия УСЗН района Аэропорт

Я, _________________________ __________ г.р. (паспорт гражданина РФ серии _____ № _______, выдан ОВД Северное Измайлово П/С № ___ гор. Москвы __________ г., код подразделения _______) ранее проживал и был зарегистрирован по постоянному месту жительства по адресу: _______________________.
В силу своего преклонного возраста я являюсь пенсионером и получаю пенсию. Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» в целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) Правительство Москвы постановляет:
Установить с 1 января 2010 г. для неработающих пенсионеров региональную социальную доплату к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
Так, пока я проживал и был зарегистрирован по вышеуказанному адресу, мне систематически выплачивалась вышеуказанная надбавка.

Квартира, в которой я ранее проживал и был зарегистрирован находилась в общей долевой собственности у меня и моего брата – _____________________________.

____________ г. между мной, моим братом (Продавцы) и _____________________ (Покупатель) был заключен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры (Копию договора и передаточного акта прилагаю).
В тот же момент мной, по договору купли-продажи была приобретена квартира в городе Москве по адресу: ________________________.
В соответствии с условиями договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ______________________________, я и мой брат должны были сняться с регистрационного учета и передать Покупателю квартиру свободную от прав третьих лиц, что нами и было исполнено.
Так же, сразу после снятия с регистрационного учета из квартиры по адресу: _________________________ я не мог зарегистрироваться в квартиру по адресу: ___________________________, в силу того, что договор купли-продажи еще находился на государственной регистрации и у меня на руках не имелось свидетельства о государственной регистрации права.
После регистрации по последнему адресу я обратился в УСЗН по району Аэропорт за получением надбавки к пенсии, но мне в устной форме было отказано. Основанием отказа послужило мое «отсутствие» в городе Москве в течение 3х недель. Я пояснил, что фактически находился в городе Москве, но в силу вышеуказанных обстоятельств не имел возможности зарегистрироваться в новой квартире.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство.
Если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.

В настоящее время я вновь имею право на получение вышеуказанной доплаты, но мне в нем неправомерно отказывают.

Право на получение региональной социальной доплаты к пенсии (далее по тексту — региональная социальная доплата) имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту — пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.

В законодательстве содержится перечень граждан, не имеющих право на социальную доплату, в котором не указывается на снятие с регистрационного учета на столь короткий срок.

Считаю, что своими действиями УСЗН нарушает мои законные права и интересы, гарантированные мне, в том числу Конституцией РФ.

Так, в соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Ранее я обращался с письменным заявлением, в котором просил разрешить вышеописанную конфликтную ситуацию, но мне вновь было отказано в назначении надбавки. Отказ мотивирован не был и не содержал ссылки на нормативно-правовые акты.

На основании ст. 10 Федерального закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 10 ФЗ «О прокуратуре в РФ»

1. Провести проверку по факту неправомерного отказа Заявителю в назначении региональной надбавки к пенсии;
2. Лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов Заявителя, привлечь к установленной законом ответственности;
3. Ответ на настоящую жалобу направить мне в письменном виде по вышеуказанному адресу.

Приложение:
1. Копия паспорта заявителя;
2. Копия договора купли-продажи4
3. Копия передаточного акта;
4. Копия заявления;

« »_____________ 2015 г. _________________________________________

КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА

Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector