Как в нашем случае решить вопросы с данным правонарушением?

Задачи по теме: Правонарушения

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.

Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?

В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

«Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».

Некий Федор Петров из г. Иваново купил холодильник «Норд», а через день обнаружил массу неисправностей в нём. Сначала он попытался разрешить проблему мирным путём, обратившись в магазин с просьбой возвратить деньги и забрать неисправный товар. Однако все попытки договориться с торгующей организацией оказались безрезультатными. Федор вспомнил, что статья 18 Закона о защите прав потребителей в современной России указывает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатка товара, уменьшение покупной цены, замена на товар аналогичной марки, товар другой марки или же расторжение договора купли-продажи. Ведь даже на Руси XIII века существовали правила, по которым покупатель, который приобрел больного коня или вещь с недостатками, мог возвратить их продавцу.

Что нужно сделать Федору?

Всю жизнь дед отдал воспитанию своего внука, обеспечивая его материально и поддерживая в трудную минуту. Однако прошли годы. Внук вырос и стал генеральным директором крупного предприятия. Дед к тому времени состарился, оказался нетрудоспособным. Его дети погибли в автомобильной катастрофе. Старый человек оказался в затруднительном положении: денег на лекарство не хватает, а еще нужно платить за квартиру и иметь средства на питание.

Какой есть выход из данной ситуации?

Всю жизнь дед отдал воспитанию своего внука, обеспечивая его материально и поддерживая в трудную минуту. Однако прошли годы. Внук вырос и стал генеральным директором крупного предприятия. Дед к тому времени состарился, оказался нетрудоспособным. Его дети погибли в автомобильной катастрофе. Старый человек оказался в затруднительном положении: денег на лекарство не хватает, а еще нужно платить за квартиру и иметь средства на питание.

Какой есть выход из данной ситуации?

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? И почему?

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Согласны ли вы? Если да, то почему? Что такое проступок?

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? И почему?

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Согласны ли вы? Если да, то почему? Что такое проступок?

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? И почему?

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Согласны ли вы? Если да, то почему? Что такое проступок?

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.

— Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Согласны ли вы со мной, если да, то почему и что такое преступление?

Вина человека может быть выражена в форме…

За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с ….

За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с …

Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается…

Вина человека может быть выражена в форме…

За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с ….

За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с …

Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается…

Вина человека может быть выражена в форме…

За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с ….

За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с …

Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается…

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:

а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.

2. Уголовное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют:

а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;

б) трудовые отношения;

в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;

г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.

3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:

а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;

в) в пионерских лагерях; г) на каторге

Как в нашем случае решить вопросы с данным правонарушением?

Когда даже самые неугомонные мальчишки становятся примерными «передовиками производства»

номер 01, от 7 января 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Из нового учебника английского языка для начальной школы я с интересом узнала, что типичное российское блюдо для завтрака – блины с икрой. Прочитала и объяснение о том, что «икра – это яйца больших рыбин». И стала искать другие пособия», — рассказывает кандидат филологических наук Нина Коптюг и отвечает на вопрос о том, почему учителя на свой страх и риск начинаются пользоваться старыми советскими учебниками.

Читать еще:  Как поступить, если нет номера приказа об увольнении?

Основной смысл физкультуры – приучить школьников к подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом. Причем сделать так, чтобы это стало естественной потребностью и не ограничивалось школьными уроками. Как этого добиться? Свой рецепт есть у Натальи Федоровой, учителя ОБЖ и физической культуры из Карелии.

В последнее время многие специалисты стали более открыто делиться своими знаниями. Делают они это весело и увлекательно, поэтому можно смело утверждать: научно-популярная литература переживает новый расцвет. О двух полезных книгах, которые можно подарить любому учителю, и каждый найдет в них что-то свое, — в рецензиях Сергея Оробия.

Курение – пагубная страсть, которая поразила значительную часть населения. Оценки экспертов разнятся, но чаще всего речь идет о десятках миллионов людей… Особый вред курение наносит детям и подросткам. Как предостеречь их и воспитать в них ответственное отношение к своему здоровью? Об этом в статье Маргариты Кургановой.

Наши приложения

Практикум «Правонарушения и наказания»

Каждая группа получает: судебное дело (одно для двух команд); задания для работы с делом; рабочие листы.

В начале урока учитель сообщает о его целях; представляет экспертов; предлагает группам выбрать название своей команды и капитана; знакомит с содержанием работы; формулирует задание: познакомиться с судебным делом; заполнить рабочие листы и подписать их (название команды, роспись капитана); распределить работу между членами группы.

Учащиеся знакомятся с обстоятельствами преступления.

Октябрьским вечером группа подростков собралась в подъезде дома. Они громко смеялись, нецензурно выражались, курили. В 20.00 в подъезд зашла гражданка Н., проживавшая в этом доме. Проходя мимо ребят, она попросила их вести себя потише и не сорить. Один из них грубо посоветовал ей оставить свое мнение при себе.

В 21.00 из квартиры вышел гражданин В. и попросил ребят выйти из подъезда, объяснив, что надо укладывать спать детей.

Подростки не отреагировали на просьбу, шум в подъезде не прекратился.

В 21.20 В. снова вышел из квартиры, схватил за шиворот 15-летнего Дениса и вывел его из подъезда. Остальных предупредил, что вызовет милицию. Ребята молча вышли на улицу. На стоянке возле дома стояла автомашина ВАЗ 2103, принадлежащая гражданину В. Денис узнал ее и, вытащив нож, проколол колесо. При этом он сказал, что это «плата за то, что В. распускал руки».

Около 22.00 подростки пошли по параллельной улице и встретили 20-летнего знакомого Сергея К., ранее судимого за драку. Тот предложил посидеть на веранде детского сада. Обнаружив, что веранда закрыта, подростки выбили дверь. Угостив ребят вином и сигаретами, К. сказал, что в киоске неподалеку открыта дверь. Продавец спит пьяный, поэтому можно взять там еще вина, сигарет и шоколада. К киоску отправили 13-летнего Олега С., 12-летнего Максима Р., 15-летнего Юрия Г. По дороге к киоску Максим Р. заскочил домой за сумкой, сказав матери, что она ему нужна для спортивной формы, которую он забыл в спортзале.

Проходя по улице, Олег, Максим, Юрий встретили гулявшего с собакой 11-летнего Андрея Ю. Олег снял с него импортную спортивную шапку, Андрей не оказал сопротивления.

Подойдя к киоску, подростки увидели, что дверь открыта, а продавец спит. Максим Р. остался на улице, а Юрий Г. и Олег С. стали складывать в сумку спиртное, шоколад и сигареты. Шум разбудил продавца. Он попытался схватить Юрия. Он ударил продавца ногой в пах, тот упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Услышав крик, Максим Р. заглянул в киоск и услышал, как продавец звал на помощь. Подростки убежали.

Возвращаясь в садик, Максим Р. сказал, что ему надо домой. Там он застал скандал между матерью и отчимом. Пьяный отчим наносил удары по голове и лицу своей жене. Видя кровь на лице матери, Максим схватил бутылку и ударил ею по голове отчима, после чего тот упал, получив тяжелую черепно-мозговую травму.

Крики и шум в квартире напугали соседей, которые вызвали милицию. Максим рассказал им обо всем, в том числе и о том, как провел вечер. Наряд милиции поехал к детскому саду. Там после очередной дозы спиртного все участники пьянки пытались раздеть 15-летних Веру И. и Светлану Д., которых они силой затащили на веранду. На всех задержанных заведено уголовное дело.

Каждый член группы работает над одним из пяти рабочих листов.

Рабочие листы 1, 2, 3

Задание: выпишите из дела примеры видов нарушений.

Задание: найдите в деле отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

Проверка и оценка работы групп. К доске с рабочими листами приглашаются по одному представителю от группы. Они знакомят класс с содержанием рабочего листа. Остальные оценивают его ответ, вносят дополнения, исправления или соглашаются с ними. Если мнения ребят расходятся, то заключительную оценку дает учитель или эксперт.

1. Подростки шумели в подъезде.

2. Нагрубили женщине.

3. Максим обманул мать, сказав, что сумка нужна для спортивной одежды.

4. Крики и шум в квартире Максима.

1. Нецензурная брань.

2. Курение в подъезде.

3. Загрязнение подъезда.

4. Распитие спиртных напитков на веранде.

5. Вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков.

1. Повреждение колеса автомобиля.

2. Повреждение двери веранды.

3. Вовлечение несовершеннолетних в преступление.

4. Ограбление подростка (сняли шапочку).

5. Ограбление киоска.

6. Неоказание помощи продавцу.

7. Нанесение телесных повреждений матери Максима.

8. Нанесение тяжелой травмы отчиму Максима.

1. Групповые преступные действия.

2. Привлечение несовершеннолетних к преступлению.

3. Совершение преступления лицом, ранее судимым.

1. Несовершеннолетний возраст.

2. Чистосердечное признание Максима.

3. Максим защищал свою мать.

4. Преступление совершено впервые.

Задания для обсуждения

Определите характер правонарушения в каждой из ситуаций.

Какое из них будет наказано строже?

Юноша решил покатать любимую девушку по городу. Он угнал чужую машину и подъехал к дому, в котором она жила.

Группа подростков угнала чужой автомобиль и каталась по ночному городу.

Юноша угнал чужой автомобиль и поехал кататься по ночному городу. Вскоре в машине кончился бензин, и ему пришлось поставить ее. Домой добирался пешком. Понимая, что утром автомобиль будут искать, он заявил в милицию о содеянном.

Выслушав мнения ребят, учитель подчеркивает: во всех трех ситуациях совершено одинаковое преступление (угон автомобиля). Но наказания будут разными: суд учтет, что во второй ситуации имеется обстоятельство, отягчающее наказание, а в третьей ситуации — обстоятельство, его смягчающее.

Ирина Кутузова, учитель граждановедения, Тверская область

Уроки Совы Филиновны

Основное меню

План-конспект урока

Начальная школа

Русский язык

Литература

Английский язык

Немецкий язык

Французский язык

Испанский язык

История России

Всемирная история

Математика

Задачи по праву на тему «Правонарушения и юридическая ответственность»

1. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и попросила дочь сходить после школы за хлебом. Придя домой уже поздно вечером, она обнаружила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки.

Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее по­ведение признать виновным?

Да, в поведении Наташи усматривается вина: надо было бы ей так рассчитать свое время, чтобы все успеть выполнить — и уроки, и до­машние обязанности. Семейные нормы устанавливаются не только в Семейном кодексе (там они содержатся в небольшом количестве и формулируются в самом общем виде — уважать, помогать, забо­титься друг о друге). Большинство семейных норм мы сами устанав­ливаем, в частности распределяя семейные обязанности. За наруше­ние этих норм полагаются семейно-правовые санкции (развод супругов, раздел имущества, в частности жилья).

Но правовые санкции применяются за нарушение юридических обязанностей. В семейных правоотношениях дети имеют юридичес­кие права, но не имеют до 18 лет юридических обязанностей. Ко­нечно, это не значит, что можно несовершеннолетним детям по этой причине вести себя беззастенчиво и не помогать родителям. К ним вполне могут быть применены моральные санкции (осуждение) либо какие-либо иные (лишение карманных денег, посещения кино, му­зея и т. п.).

Судя по условиям задачи, Наташа Сизикова пока является не­совершеннолетней и ее мама вполне справедливо может ее только морально осудить, сделать внушение за ее поведение. Если бы она была совершеннолетней и дело бы касалось не только покупки хле­ба, но и вещей посерьезнее, то раздел квартиры и разъезд по требо­ванию одной из сторон семейного правоотношения вполне мог бы быть выходом из сложившегося положения.

2. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень креп­кого телосложения, сначала сказал напиравшим на него людям: «Нельзя ли полегче?», а потом так сильно оттолкнул стоявших ря­дом, что многие закричали от боли.

Как можно оценить поведение этого молодого человека? Со­вершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юриди­ческой ответственности можно к нему применить?

Строго говоря, одновременно два правонарушения совершил молодой человек.

Первое относится к разряду административных и называется «мелкое хулиганство». Оно может выражаться в нецензурной бра­ни, назойливом приставании к окружающим, а также в совершении действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан. Действия парня «крепкого телосложения» в отношении окружающих людей, вынужденных закричать от боли, как раз и относятся к числу ос­корбляющих их честь и достоинство (когда человека толкают как скотину, то вряд ли это выглядит достойно). За мелкое хулиганство, согласно Кодексу об административных правонарушениях, полага­ется административная ответственность. В зависимости от тяжести хулиганских действий может быть применено предупреждение, либо штраф, либо арест на 15 суток.

Второе правонарушение может быть расценено как граждан­ское (и соответственно возложена гражданско-правовая ответствен­ность). Оно выражается в причинении морального ущерба окружа­ющим людям в виде физического страдания (боли). За это действие, согласно ГК РФ, придется выложить кругленькую сумму. Какую? Это решает суд с учетом всех обстоятельств дела.

3. На экзамене учительница заметила, что один из учеников спи­сывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, рас­крытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу по­ставлена «двойка».

Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного?

Ситуация, хотя и типичная, но не такая простая с точки зрения права.

Да, поведение ученика виновное: все прекрасно знают, что на экзамене надо отчитаться за полученные знания по предмету, а не читать учебник (это надо было делать дома). Вина учащегося умыш­ленная.

Данный проступок относится к числу дисциплинарных проступ­ков. За нарушение учебной дисциплины, и в частности за списыва­ние на экзамене, к ученику, согласно уставу их школы, могут быть применены воспитательные (например, осуждение на собрании клас­са, сообщение о проступке в стенной газете и т. п.), а также дисципли­нарные меры (предупреждение, выговор, строгий выговор), которые путем издания приказов выносит директор школы, вывешивая их на доску объявлений и приказов школы. Судя по всему, в отношении уче­ника, занимавшегося списыванием, этого почему-то не было сделано.

Выставление «двойки» к числу дисциплинарных санкций не от­носится. Отметки ставятся за имеющиеся у ученика знания по тому или иному предмету. Отметки должны соответствовать знаниям, но это соответствие должно быть установлено путем опроса (письмен­ного или устного) или каким-либо иным способом. Вынесение решения о том, что ученик ничего не знает по. предмету, а потому и хо­тел списать, открыв нужную страницу в учебнике, априори не дол­жно иметь места. Выставление «двойки» без проверки знаний уча­щегося — это дисциплинарное правонарушение, совершенное учителем или учителями, входившими в экзаменационную комис­сию.

Читать еще:  Как вернуть пенсию за травму в армии, от которой ранее отказался?

4. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.

Какое правонарушение они совершили и какой вид юридичес­кой ответственности к ним можно применить?

Ребята совершили гражданское правонарушение: они причини­ли имущественный вред семье Калашниковых. К ним можно при­менить меры гражданско-правовой ответственности, а именно взыс­кать причиненный вред.

Кто будет реально возмещать?

Одиннадцатиклассники должны ущерб разделить между собой поровну, если не окажется, что неосторожные действия одного из них привели к печальному результату. Им по 16 — 17 лет, они не работают и заработка не имеют. В дальнейшем, изучая главу данно­го учебника о собственности, учащиеся узнают, что несовершенно­летние от 14 до 18 лет являются не полностью дееспособными и мо­гут отвечать за причиненный ущерб только в пределах заработанных ими средств, а если этих средств не хватает либо их вообще у них нет, то ущерб возлагается на их родителей.

Следовательно, возмещать имущественный ущерб, причи­ненный семье Калашниковых, должны будут родители Андрея и Сергея.

5. При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет четырнадцати, сидевшую под деревом. Они ку­рили, передавая самокрутку друг другу, по очереди. Их вид не оставлял сомнений, что они были в состоянии наркотического опьянения. В нормальном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет шестнадцати. На вопрос милиционе­ра, чем они занимаются, ответили, кивнув на старшего, сразу не­сколько ребят: «Это нас Колька угощает!»

Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае со­вершил1 Какое наказание может за это последовать? Озна­комьтесь со статьями 228 и 230 УК РФ.

Правонарушителем является только Колька, самый старший среди них, которому 16 лет. Он должен быть привлечен к уголовной ответственности за незаконное хранение и приобретение наркоти­ческих средств (ст. 228 УК РФ) и за склонение к их потреблению (ст. 230 УК РФ). Санкции здесь серьезные: по первой статье — до 3 лет лишения свободы, по второй — от 3 до 8 лет.

Все другие ребята не подлежат уголовной ответственности, по­скольку за употребление наркотиков в настоящее время она не пре­дусмотрена. По старому УК РСФСР привлекали и за их употребле­ние. Однако наше государство вступает на путь либерального развития, в котором личность становится более свободной и ответ­ственной за саму себя и, в частности, человеку дается право самому решать, стоит ли губить свое здоровье и жизнь, принимая наркотики.

Однако государству не все равно, как распорядился собой чело­век в отношении наркотиков. Если он все же станет их употреблять, то издержки по поводу его искалеченного здоровья, а то и соверше­ния преступлений на почве принятия наркотиков общество вынуж­дено будет брать на себя (лечить наркомана, содержать его детей, наказывать его, приводя в действие дорогостоящую машину право­судия, и т. п. ). Вот почему в административном законодательстве все же предусматривается административная ответственность за употребление наркотиков. Санкции здесь такие: штраф в размере одного минимального размера оплаты труда, либо исправительные работы до двух месяцев, либо арест до 15 суток. Административная ответственность налагается на лиц, достигших 16 лет. Нашим же неразумным детям, как видно из условий задачи, едва исполнилось 14 лет. Единственное, что можно здесь сделать помимо сообщения о данном поведении родителям, так это поставить подростков на учет в милиции, с тем чтобы инспектор по делам несовершеннолетних проводил с ними воспитательные мероприятия и осуществлял за ними надзор для предотвращения совершения ими противоправно­го поведения в будущем.

6. Мэр города N всегда подчеркивал, что он в своей деятельно­сти руководствуется интересами народа и эффективность своей работы оценивает по тому, стали ли жители города жить лучше. Зимой случилась авария на теплотрассе и половина домов горо­да осталась без тепла. В первые же дни начались массовые простуды, прежде всего среди детей и стариков. Больницы города оказались забиты до отказа. Возмущенные жители вышли на улицы и стали требовать отставки мэра и привлечения его к уго­ловной ответственности. Мэр пришел на митинг и честно объяс­нил, что он потратил деньги на ремонт школ и детских садов к но­вому учебному году, благоустройство и озеленение города, за­мену части автотранспортного парка. Он действительно знал, что коммунальная система в ужасном состоянии и требует капиталь­ного ремонта. Но на это, по его словам, не хватило бы и всего годового бюджета города.

Можно ли привлечь мэра города к уголовной ответственнос­ти? Ознакомьтесь со ст. 285 и 293 УК РФ.

Оснований для привлечения мэра города по ст. 285 УК РФ нет, поскольку в данном случае отсутствует корыстная или личная за­интересованность. Однако можно усмотреть в поведении мэра халат­ность, т. е. ненадлежащее исполнение им своих служебных обязан­ностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба. Небреж­ность усматривается в том, что мэр не расставил приоритеты в ре­шении острых проблем города, которых накопилось действительно много. Крупный ущерб выражается в массовых заболеваниях жите­лей города в результате аварии коммунальной системы.

7. Петрова, будучи в период выборов членом участковой избира­тельной комиссии, как и полагается по закону, выдала по предъявлении паспорта избирательный бюллетень Измайлову. Однако Измайлов попросил дать ему возможность проголосо­вать также и за жену, которая сломала ногу и прийти на избира­тельный участок не может. Он предъявил ее паспорт и больнич­ный лист. Петрова, просмотрев предъявленные документы, вы­дала Измайлову еще один избирательный бюллетень, с тем что­бы он проголосовал и за жену. Наблюдатель от коммунистичес­кой партии, присутствовавший при этой ситуации, подал заявление в прокуратуру о нарушении избирательного законодательства. На Петрову был наложен административный штраф в размере 1000 р.

Законно ли была оштрафована Петрова? Ознакомьтесь со ст. 5.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Административное наказание наложено законно и справедли­во. Закон (КоАП РФ) не делает никаких исключений из правила о том, что каждому гражданину дается возможность проголосовать только за себя. Согласно Конституции РФ, выборы в России прямые, т.е. гражданин имеет право только лично и непосредственно, без ка­ких-либо промежуточных звеньев избирать и быть избранным в го­сударственные органы.

8. Финансовая проверка выявила, что губернатор области исполь­зовал бюджетные деньги на приобретение автомобиля «мерсе­дес», который будет использоваться для удовлетворения транс­портных нужд администрации области. Приобретение для этой цели автомобиля «Волга» было отвергнуто по той причине, что он недостаточно комфортабелен и часто ломается. Ревизионная комиссия посчитала указанную трату денег необоснованной и по­требовала от губернатора (который подписывал необходимые для покупки автомобиля документы) полностью возместить при­чиненный бюджету области ущерб.

Законно ли требование ревизионной комиссии? О каком виде юридической ответственности идет речь в данном случае?

Требование ревизионной комиссии законно. В данном случае она требует от губернатора из своих личных средств возместить имуще­ственный ущерб, причиненный бюджету области (гражданская от­ветственность). Однако дополнительно на губернатора может быть наложена и административная ответственность (ст. 15.14 КАП — нецелевое использование бюджетных средств) в размере от 4 до 5 тыс. р. Если бы причиненный ущерб составлял более 1 млн 500 тыс. р., то могла быть назначена уголовная ответственность (ст. 285-1 УК РФ).

Правонарушение

Урок 14. Обществознание 9 класс

Конспект урока «Правонарушение»

На предыдущих уроках вы уже говорили о том, что юридические действия могут быть как правомерными, соответствующими нормам права, закону, так и не правомерными. К неправомерным действиям относят и правонарушения. Сегодня мы выделим признаки правонарушений и назовём основные их виды.

Всякое ли неправомерное действие является правонарушением? Разберём несколько ситуаций.

На проезжую часть неожиданно выскочил кот. Водитель автомобиля, перед которым оказалось перепуганное животное, резко затормозил. Те, кто двигался за ним, не успели среагировать. В результате три машины были серьёзно повреждены, получил лёгкую травму пассажир автобуса, который недостаточно крепко держался за поручень. Можно ли это происшествие считать правонарушением? А если бы на месте кота был пешеход, который перебегал улицу в неположенном месте?

Животные или природные стихии не могут совершать правонарушения, какой бы большой вред они не причинили. Действие законов распространяется только на людей. Лишь они являются разумными существами, то есть способны действовать сознательно, самостоятельно принимая решения, предвидеть последствия своих поступков. Правонарушения совершаются людьми.

Будет ли иметь значение в нашем случае, кто был этот недисциплинированный пешеход: первоклассник Коля или первокурсник Николай? В любом случае речь идёт о злостном нарушении правил дорожного движения, создании серьёзной опасности для его участников.

Но с точки зрения закона Николай – правонарушитель, а Коля – нет. Коля – малолетний, он не может нести юридическую ответственность, то есть, является неделиктоспособным. Delictum в переводе с латинского языка – проступок, правонарушение. Деликтоспособность – это способность самостоятельно осознавать свои противоправные действия и вред, который они причиняют, нести за них ответственность. Деликтоспособность является частью дееспособности и наступает в определённом возрасте. В нашей стране деликтоспособными признают молодых людей, достигших 16-ти лет, а в некоторых случаях – когда речь идёт о наиболее тяжких преступлениях – 14-ти лет.

Всякое ли неправомерное действие является правонарушением?

Правонарушением считается то неправомерное действие, которое совершается лицом, способным нести юридическую ответственность, то есть является деликтоспособным.

Немного изменим условия нашей ситуации. Первокурсник Николай, стоя на краю тротуара, разговаривал со своим другом Дмитрием. «Я думаю, – сказал он, – что правила перехода проезжей части рассчитаны на неадекватных людей. Если человек может правильно оценить расстояние до приближающейся машины и достаточно быстро бегает, он может переходить улицу в любом месте: там, где ему будет удобно».

Мы не случайно несколько раз повторили, что правонарушение – это неправомерное действия. То есть, юридическая ответственность за мысли не может наступить, она наступает только за действия, точнее за деяния.

Деянием на юридическом языке обозначается и действие и бездействие. В некоторых случаях бездействие является правонарушением и даже преступлением. Например, неоказание помощи, в первую очередь, если речь идёт о профессиональных медицинских работниках или полицейских.

Оставление в опасности, непринятие мер для спасения людей при аварийной ситуации ответственным лицом, уклонение от уплаты алиментов – это тоже примеры бездействия, которое является правонарушением.

Если человек начал подготовку, например, к ограблению, привлёк сообщников, приобрёл соответствующие приспособления, то эти действия уже являются правонарушением, даже если само ограбление так и не было совершено. Но если кто-то задумал повысить своё материальное благосостояние за чужой счёт, и дальше идеи дело не пошло, то и правонарушения не было.

Читать еще:  Законно ли снятие 10 % с пенсионных начислений?

Таким образом, правонарушением является неправомерное деяние, действие или бездействие субъекта.

Но вернёмся к случаю с Николаем. Его действия наносят несомненный вред, как имуществу (автомобили), так и здоровью, а может быть, и жизни людей. Какой урок он преподал первокласснику Коле? Ведь его же учили брать пример со старших.

Мы выделили ещё два признака правонарушения: оно носит общественно опасный характер и совершается вопреки нормам права. То есть совершаемое деяние прямо запрещено законом.

Может быть, Николай вовсе и не виноват в том, что произошло? Что если некий прохожий Икс неожиданно сильно толкнул студента, и тот, не удержавшись на тротуаре, вылетел на проезжую часть прямо под колёса автомобиля? Можно ли в этом случае считать Николая правонарушителем? Нет. Правонарушением является только виновное деяние. Вина – это внутреннее отношение лица к совершаемому деянию и причинённым вследствие этого последствиям. В уголовном и административном праве выделяют две основные формы виновного поведения: умысел и неосторожность. Умышленные действия совершаются осознанно. То есть правонарушитель, злоумышленник, сознавал противоправность своих действий, предвидел их вредные последствия и желал, чтобы они наступили или сознательно допускал их наступление. Когда мы говорим о неосторожности, то имеем в виду, что правонарушитель не намеревался нанести кому-либо вред. Он либо предвидел опасные последствия, но самонадеянно рассчитывал их предотвратить. В этом случае мы говорим о виновном легкомыслии. Если же правонарушитель не предвидел последствий своих действий, хотя вполне мог их предвидеть, речь идёт о виновной небрежности. Ответственность за умышленное правонарушение более высокая, но отсутствие умысла также не снимает вины с правонарушителя. Неправомерные деяния, совершённые по неосторожности, легкомыслию или небрежности, не перестают быть правонарушениями.

У Николая в последнем примере не было желания, намерения, попасть под машину. Мог ли он предвидеть подобный поворот событий? Ожидать хулиганских действий со стороны совершенно незнакомого гражданина Икс? Мог ли их предотвратить? То есть в данном случае вина за происшедшее лежит на этом неизвестном человеке. Николай же правонарушителем не является.

Правонарушение – это виновное противоправное общественно вредное деяние деликтоспособного лица. Правонарушения различаются не только формой вины: умышленные и совершённые по неосторожности. Они бывают разными по степени общественной опасности. В этом смысле принято выделять проступки и преступления. Преступления – это правонарушения, чья степень социальной опасности наиболее велика. Они наносят ущерб жизни и здоровью человека, значимым общественным отношениям, например, отношениям собственности, государственному строю. Все виды преступлений перечислены в Уголовном кодексе и запрещены им.

Проступками называют правонарушения, общественная опасность которых не так велика. Можно выделить административные проступки – нарушение правил дорожного движения, бесплатный проезд в транспорте, нарушение общественного порядка. Бывают проступки дисциплинарные, когда речь идёт о ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, или учебных. Гражданско-правовые проступки связаны с имущественными и некоторыми неимущественными отношениями: нарушение договорных обязательств, неисполнение правил купли-продажи товаров, оскорбление чести, достоинства или деловой репутации гражданина.

Любые правонарушения наказуемы. Но за проступки следуют наказания неуголовного характера: предупреждения, штрафы, возмещение ущерба. Уголовные преступления наказываются гораздо строже: они предусматривают, среди прочего, ограничение или лишение свободы, вплоть до пожизненного заключения.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает и возможность назначения исключительной меры наказания – смертной казни. Но с 16 апреля 1997 года она не может назначаться и исполняться. Россия подписала Протокол № 6 к международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он касается отмены смертной казни в мирное время. И хотя этот протокол не был ратифицирован, но с момента его подписания смертная казнь в России не применяется. Это соответствует иным международным обязательствам страны, а именно Венской конвенции о праве международных договоров, которая велит государству, подписавшему договор, вести себя в соответствии с ним до его ратификации.

Почему люди совершают правонарушения? Причём зачастую делают это сознательно, вполне осознавая их общественную опасность и возможность сурового наказания за их совершение. Этот вопрос из разряда тех, на которые человечество до сих пор не нашло ответа. Связано ли это с несовершенством человека или с противоречиями, существующими в обществе? Можно ли говорить о биологической, генетической предрасположенности отдельных лиц к совершению преступлений? Какими способами можно снизить уровень правонарушений в стране?

Как решать задачи по праву – секретный секрет

Неотъемлемой частью обучения студента юридического факультета является решение разнообразных правовых задач и казусов. Однако у многих студентов решение задач вызывает большие трудности. Условие задачи по правовой дисциплине нередко вгоняет в состояние ступора, когда просто не знаешь как же ее решать. Ситуация усугубляется в условиях недостатка знаний, опыта, а также времени, когда задачу необходимо решить срочно.

Существует определенный алгоритм решения задач по праву, применяя который можно найти ответ на любой юридический казус. О нем будет рассказано в отдельной статье. Здесь же раскрою один маленький секрет о методе решения задач по юриспруденции, который меня нередко выручает при выполнении контрольных работ по праву на заказ для студентов г. Ростова-на-Дону.

Прежде чем раскрыть суть метода, напомню, что при решении задачи по праву не лишним будет проверить наличие ее готового решения в сети Интернет, воспользовавшись поиском от Яндекса или Гугла. Большинство предлагаемых для решения юридическими кафедрами правовых задач являются типовыми, они часто заимствуются преподавателями из сборников задач, и из года в год решаются студентами различных вузов. Поэтому высока вероятность того, что решение доставшейся вам в контрольной работе задачи уже было выложено кем-то в сеть и поисковые системы проиндексировали его. В этом случае вам повезло.

Абсолютной уверенности в том, что найденное в сети готовое решение будет верным, конечно, не может быть, особенно с учетом быстро меняющегося законодательства. Но, по крайней мере, готовое решение задачи по праву может служить хорошей основой, образцом для вашего собственного решения. В нем уже указаны нормативно-правовые акты и номера их статей, на основе которых сделаны соответствующие выводы о применении норм материального и процессуального права. Приведенные в найденном через поисковик готовом решении выводы останется лишь проверить на соответствие действующему законодательству. Однако если готового решения нет, то тогда может пригодиться ниже описываемый способ нахождения решения задачи по праву.

Секрет метода решения задач по юриспруденции прост. В его основе лежит понимание того, как составляются условия задач по праву, что лежит в их основе. Важно помнить, что решение задач по различным правовым дисциплинам призвано сформировать у будущего юриста навыки практического применения получаемых знаний, подготовить его к исполнению профессиональных обязанностей. Решение юридических казусов помогает студенту-юристу освоить умение правильно квалифицировать факты и обстоятельства и на этой основе верно применять соответствующие нормативно-правовые акты, что фактически и составляет основу деятельности любого практикующего юриста. Именно поэтому в основе большинства задач по правовым дисциплинам лежит юридическая практика, прежде всего судебная.

Юридические казусы, которые формируют условия задач по праву, зачастую берутся преподавателями из судебных решений. А это означает, что если вам удастся найти судебный акт, послуживший основой для условия решаемой учебной задачи, то можно сказать что с задачей вы уже справились. В поиске таких судебных актов вам помогут незаменимые Яндекс и Google. Рассмотрим применение описываемого способа на примере решения задачи по административному праву. Имеем следующее условие задачи:

«В Кодексе о государственной службе одного из субъектов РФ областным законодателем было предусмотрено, что финансирование оплаты труда лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ. Прокурор области обратился в областной суд с заявлением о признании недействующим данного положения Кодекса, сославшись на противоречие федеральному законодательству. Заявление прокурора области решением суда первой инстанции оставлено без удовлетворения. Кроме того, Областная Дума также не согласилась с данным заявлением прокурора, считая, что отдельными федеральными законами предусматривается финансирование лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, из федерального бюджета, а поэтому нет оснований для постановки вопроса о несоответствии федеральному законодательству нормы областного Кодекса. Каково ваше мнение по данному делу?»

Для поиска решения задачи ее первое предложение вбиваем в поисковую строку Яндекса. В результатах выдачи поисковика по данному запросу готового решения этой задачи не находится. Есть только само условие в различных методичках, программах учебной дисциплины «Административное право». Также на форумах встречаются просьбы помочь решить эту задачу. Кроме того можно встретить предложения приобрести готовое решение за плату. Все это нам не интересно. Нам необходимо найти решение суда, послужившее основой для данной задачи.

На ниже приведенном скриншоте обращаем внимание на обведенную красным ссылку.

По указанной ссылке находится Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2008 №64-Г08-12. В описательной части данного Определения приведена характеристика правового конфликта, который полностью совпадает с условием решаемой нами задачи по административному праву. То есть условие задачи взято ее составителем именно из указанного судебного акта, а значит и ее решение можно найти в данном Определении ВС РФ.

Решение рассматриваемой в нашем примере задачи можно сформулировать, ознакомившись с мотивировочной и резолютивной частями Определения ВС РФ от 03.09.2008 №64-Г08-12. В его мотивировочной части приведена нормативно-правовая база, на основе которой можно сформулировать аргументацию ответа на решаемую задачу по административному праву. В данном случае это статья 18 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», статья 65 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При этом, так как найденное Определение ВС РФ вынесено в 2008 году, а задача решается в 2015 году, то проверяем, не изменилось ли за прошедшее время содержание указанных статей нормативно-правовых актов. На момент написания этой статьи нормативно-правовая база не изменилась, поэтому аргументированный ответ на задачу по административному праву практически полностью может быть взят из указанного Определения ВС РФ с учетом его резолютивной части. Если бы законодательство поменялось, то формулировка ответа должна была бы учесть эти изменения.

Сформулированное на основании найденного Определения ВС РФ решение выше приведенной учебной задачи по административному праву вы можете получить бесплатно, нажав на расположенную ниже кнопку «скачать».

Итак, условия задач по правовым дисциплинам часто берутся из судебной практики. Поэтому для их решения стоит поискать судебное решение, послужившее основой для разработки учебной задачи по праву. Если повезет, то в таком судебном акте вы найдете ответ на задачу. Как видите, этот метод решения задач по юриспруденции достаточно прост в применении. Он неоднократно проверен мною на практике и, надеюсь, поможет и вам. Если же вам не удастся найти нужное судебное решение, не отчаивайтесь. Вы всегда можете заказать решение любой задачи по праву, обратившись ко мне по указанным в конце этой страницы контактам.

Читайте также другие готовые решения задач по праву:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector