Содержание

Льготы на обучение и воспитание детей с инвалидностью

Образование детей-инвалидов в России

В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.

Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.

Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.

Скачать для просмотра и печати:

Условия организации обучения

Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  • путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.

Они описаны в таблице:

С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  1. Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  2. Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.

Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:

  • удобные передвижные кресла;
  • подходящие канцелярские принадлежности;
  • литературу и другое.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.

Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Домашнее образование

Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

  • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
  • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
  • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

  • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
  • зачисляет ребенка в число учеников;
  • оформляет необходимую документацию;
  • составляет учебный план;
  • назначает учителей для его реализации.

Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Дистанционное обучение

Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

  • веб, чат-занятия;
  • телеконференции;
  • телеприсутствие;
  • интернет-уроки.

Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

  1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
  2. получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
  3. получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
  4. прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
  5. развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
  6. принять участие в исследовательской деятельности;
  7. получать консультативную помощь специалистов:
    • психологов;
    • медиков;
    • педагогов и других.

Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

Перечень привилегий для инвалидов

В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.

Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.

  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • детские сады;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
  • формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.

Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Читать еще:  Будут ли идти опекунские пособия в данном случае?

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Обучение детей-инвалидов : компенсации, льготы и формы обучения

В каких случаях положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида?

Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду. Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение. Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.
Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями. Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается:

— паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы:
— копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
— копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы < по Республике Марий Эл» по осуществлению необходимых образовательных услуг;
— копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги;
— копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
— лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).

Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.
Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).

Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления. Например, это могут быть следующие документы:

— заявление о предоставлении льготы;
— справка о составе семьи;
— справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
— копия свидетельства о рождении ребенка;
— копии соответствующих удостоверений.
В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Обучение для инвалидов

6 минут Светлана Поздникова 130

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.
Читать еще:  Будет ли в данном случае ребенок получать пенсию по потере кормильца?

Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами. Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов. В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

Домашнее обучение

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.

Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Какие льготы детям инвалидам при поступлении в ВУЗ и колледж

Колледжем называют учебное заведение по окончанию которого присваивается средне-профессиональное образование. После окончания учебного заведения (университет, институт) выпускник получает диплом о высшем образовании. Вне зависимости от обучения в дипломе будет указана специальность, по которой человек может трудоустроиться. Некоторые категории граждан имеют право поступить в учебные заведения на льготных основаниях, к ним относятся:

  1. Дети инвалиды;
  2. Сироты;
  3. Приемные дети;
  4. Многодетные семьи.

В рамках данной статьи мы поговорим о поступлении в колледж и институт детям-инвалидам.

Кто относится к детям инвалидам?

Сам термин инвалидность говорит о человеке у которого имеются отклонения от нормы. Отклонение может быть в физическом, умственном и психическом плане.

Соответственно ребенок инвалид – это человек с ограниченными возможностями здоровья, который не достиг восемнадцатилетнего возраста. Однако существует и иной термин, который вводит в заблуждение людей, не знакомых с понятиями, а именно инвалид детства.

Инвалид-детства и ребенок-инвалид имеет абсолютно разные значения. В первом случае это человек любого возраста, который приобрел инвалидность до восемнадцати лет, а во втором это ребенок до восемнадцати лет имеющий ограничение в здоровье. Еще одной весомой разницей является присвоение группы, которая происходит только в случае инвалида-детства. В справке, которая выдает медико-социальная экспертиза написано инвалид-детства и группа (первая, вторая или третья).

Какие льготы имеются?

Все льготы, которые предоставляются незащищённым слоям населения можно разделить на федеральные и региональные. Первые действую на все субъекты нашей страны, а последними могут пользоваться жители самого региона.

Например, право на получение социальной пенсии относиться к федеральной льготе, так как во всех субъектах сумма одинаковая, без учета индивидуальных особенностей (трудового стажа, номера группы). А в Саратовской области действует надбавка дополнительно 1000 рублей инвалиду – эту льготу относят к региональной, так как действует она только в Саратове.

Инвалид имеет полное право на получение таких льгот, например, как:

  1. Получение лекарств и путевок ежегодно в санаторий;
  2. Налоговые льготы, которые отменяют оплату совсем или предоставляю скидку по оплате за имеющиеся налоговые объекты;
  3. Проезд в государственном транспорте;
  4. Скидка по оплате коммунальных услуг;
  5. Получение недвижимости от государства, если семья инвалида признана официально нуждающимися;
  6. Трудоустройство в официальном порядке;
  7. Получение ежемесячных пособий, которые зависят от группы инвалидности;
  8. Переобучение на иную специальность, имея основную базу.

Например, человек окончил строительный университет и 10 лет работал по профессии, пока не получил инвалидность на производстве. К сожалению, больше выполнять обязанности он не может и руководство предложило другую вакансию, до которой он будет допущен после прохождения курсов.

Важно! Курсы могут быть от центра занятости населения или от самого работодателя если травма получена на производстве.

  1. А самое главное и важное право – получение образования.

Более подробно о котором мы поговорим ниже.

Поступление в учебное заведение

Практически половина всех студентов в России получают образование платно, однако у инвалида вряд ли имеется такое количество денежные средств. Кроме платного образования инвалид может получить образование:

  1. Самостоятельно сдав экзамены, а полученные результаты, совместно с другими документами подать в учебное заведение;
  2. Воспользоваться квотируемым учебным местом. Квотируемым учебным местом называют то, место, которое изначально оплачивается государством или иной организацией. За эту оплату будущий выпускник после получения диплома должен отработать три года по специальности;

Важно! Иными словами, такую льготу называют целевым направлением.

  1. Поступление на льготные места. Из всех мест обучения в одном институте или университете следует выделить 2% – это и будет количество льготных мест.

Например, у Воронежского государственного педагогического института всего 510 мест, на которые планирую поступить абитуриенты. Соответственно из них 11 человек – льготные места.

Льгота и заключается в том, что если у инвалида и здорового ребенка совпало количество баллов, то безусловно выберут инвалида.

Кроме поступления в учебные заведения инвалид имеет право и на предоставление койко-места в общежитии на бесплатном основании и в первых рядах.

Важно! Место в общежитии предоставляются в том случае, если человек не имеет места жительства в городе.

Пошаговая инструкция по поступлению в институт

Для поступления в учебное учреждение вне зависимости от его названия и статуса (институт, колледж) необходимо предоставить документы.

Инструкция по поступлению

Пояснение

Важно! Курсы платные, но для инвалидов они должны предоставляться бесплатно или с 50% скидкой.

Собранный пакет документов можно передать лично в учреждение, отправить по электронной почте или воспользоваться услугами почтовой связи.

Читать еще:  Какие пособия полагаются по потере кормильца матери с четырьмя детьми, если детей умершего двое?

§ Данные (ФИО и дата рождения);

§ Факультет, на который планируется поступать;

§ Основание для обучения (какая школа была окончена и сколько классов);

§ Оплата (бюджет или вне бюджет, соответственно платно или бесплатно). В случае если поступление осуществляется по направлению от государственного органа, то об этом необходимо предупредить заранее.

2. Документ удостоверяющий личность;

3. Аттестат об окончании школы (если было окончено 9 классов, то подают этот диплом. В случае если полное образование, то диплом и свидетельство о сдачи Единого государственного экзамена).

4. Документ подтверждающий наличие инвалидности:

§ Справка, выданная медико-социальной экспертизой;

§ Индивидуальный план реабилитации.

5. Фотографии 3х4.

В случае с высшим образованием необходимо иметь действующий сертификат ЕГЭ, на основании которых будут принято решение.

Важно! Серьезные высшие учебные учреждения могут проверить знание абитуриента и путем проведения тестовых испытаний.

1. Обычно в фойе учебного заведения вывешивают списки, где можно ознакомиться с решением;

2. Если самостоятельно прийти не получиться на сайте учебного заведения так же будет вся информация о зачислении.

Все льготы по поступлению в институт или колледж можно использовать только один раз, позже льготы не будут действовать на бесплатном основании. Соответственно можно поступить в институт второй раз, но уже на платное отделение.

Право на льготное поступление сохраняется и в колледже, соответственно повторно можно получить средне-профессиональное образование только на платной основе.

Кроме этого многие ВУЗы и колледжи имеют собственную столовую, где студенты инвалиды могут бесплатно питаться, тем самым не тратить денежные средства в течении дня на еду. Обычно данная процедура происходит согласно спискам на кассе, студент приходит и говорит свою фамилию подтверждая свою личность паспортом или студенческим билетом. После проверки личности выдают полноценный комплексный обед, состоящий из:

  1. Первого блюда (суп или борщ);
  2. Второго блюда (гарнир и мясное или рыбное блюдо);
  3. Салат
  4. Компот или чай;
  5. Булочка.

Размер стипендии

Стипендией называют денежную сумму, которая выплачивается студенту один раз в месяц. Стипендия — это определённая заработная плата, которую студент получает за свои заслуги. Условно ежемесячную выплату можно разделить на:

  1. Социальную – выплачивается незащищенным слоям населения, которые в этом нуждаются (сироты, многодетные, инвалиды, студенты у которых один из родителей инвалиды). Получить данную стипендию возможно только в том случае если студент принесет справку, подтверждающую отношение к льготе:
    • Сироте – справку с социальной защиты;
    • Многодетной семье – удостоверение или справку с социальной защиты;
    • Инвалиду – заключение медико-социальной экспертизы.

Вышеперечисленные документы необходимо предоставляет ежегодно, тогда выплата будет начисляться. В случае если студен имеет так называемые «хвосты» (не сданные вовремя зачеты и экзамены), то выплата приостанавливается до момента погашения).

В настоящее время социальная стипендия в высшем учебном заведении равна 1 266 рублям, а в колледже и техникуме сумма около 690 рублей.

  1. Учебную – та, которая назначается только тем студентам, которые закончили учебный период на «отлично» и «хорошо». Получить данную стипендию с тройками невозможно. Сказать точную сумму учебной стипендии невозможно, так как её устанавливает само образовательное учреждение, но минимальная сумма в техникуме – 480 рублей, а в институте – 1 900 рублей.

С начала учебного года в 2020 году планируется повысить стипендии на 5,5 процентов.

Кроме стипендии за инвалидами сохраняется право на получение социальной пенсии.

Ежемесячные выплаты инвалидам детства

Образование детей-инвалидов дистанционно

Для школьников, которые не могут учиться наравне со здоровыми сверстниками по причине инвалидности, занятия могут организовываться дистанционно: на дому и даже в больницах.

Кто может воспользоваться льготой по закону

Получение надомного образования регламентируется № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

Узнать о том, при каких заболеваниях возможно надомное образование, можно из приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. В 2020 году в списке содержится более 60 болезней. В их числе новообразования, болезни крови и нервной системы.

Предельный возраст для получения льготы — 18 лет. Этот возраст рассчитывается из того факта, что, согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, в возрасте 18 лет наступает совершеннолетие, и человек перестает считаться ребенком.

Основные формы обучения и их особенности

За обучение детей-инвалидов на дому всю сумму педагогам оплачивает государство. Любые поборы с родителей противоречат законодательству.

01.09.2016 вступил в силу новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями. Начавшие обучение в 2015г и раньше законодательно дискриминированы.

  • В их учебных планах стоит меньшее количество часов;
  • На местах им могут не предоставлять тьютора или ассистента.

Надомное обучение в общеобразовательной школе

  • Пользоваться школьной библиотекой в полном объеме, в том числе получать учебники и другие пособия на учебный год;
  • Получать от школьных преподавателей консультации по вопросам, касающимся организации обучения, подачи учебного материала и освоения программы;
  • Проходить аттестации, причем время и форма тестирования должна выбираться исходя из особенностей ребенка и фиксироваться в учебном плане;
  • По окончанию учебного заведения и успешной сдаче итоговой аттестации получить свидетельство об окончании установленного государством образца;
  • Получать компенсацию за питание в денежной форме. Для этого нужно написать заявление в местном отделении соцзащиты.

При этом ребенок считается учащимся данного учебного заведения. Если позволяет его физическое состояние, он может выборочно посещать уроки по желанию родителей или опекунов. В этом случае школьный методист должен составить индивидуальное расписание.

  1. Подать в школу заключение медицинской комиссии и заявление от родителей или опекунов на имя директора;
  2. Дождаться выхода приказа о зачислении. В нем должны содержаться сведения о программе, расписании и месте проведения занятий, количестве часов, а также задействованных преподавателях. На этой стадии возможен отказ;
  3. Получить на руки журнал учета домашних занятий. Заполнять его нужно тщательно: он необходим для проведения аттестации и получения итогового документа.

Согласно письму от 24.3.2017 № 08-ПГ-МОН-8002, учебная нагрузка не может быть меньше, чем 21 час в неделю.

Семейное обучение

Часто бывает так, что ребенок тяжело болен и не может посещать уроки вместе со здоровыми сверстниками, но инвалидности у него нет. Надомное образование при таких условиях невозможно по закону. Но выход есть — домашнее, или семейное обучение.

Также как и при дошкольном обучении с ребятами занимаются сами родители, без привлечения школьного персонала. В отличие от надомной формы получения образования, семейную можно выбрать при любом состоянии здоровья, диагноз иметь не обязательно. Достаточно желания родителей.

Государство не контролирует процесс семейного обучения, давая родителям полное право решать, как, чему и по какому графику заниматься со своими отпрысками. Естественным критерием успешности их усилий будет являться сдача ребенком итоговых испытаний.

Если экзамен будет сдан неудовлетворительно, будет назначена пересдача. Если и со второй попытки не погасить академическую задолженность, ребенок будет переведен на школьное обучение

  1. Написать заявление на имя директора;
  2. Уведомить о своем выборе департамент образования. Можно подать туда заявление самостоятельно или через школьную администрацию.

Часто в этот период родителям звонят чиновники из департамента образования. Паниковать в этих случаях не стоит. Звонок является рутинной проверкой готовности взрослых членов семьи заниматься образованием детей.

Государственная компенсация

Законным представителям несовершеннолетних инвалидов могут выплачиваться ежемесячные выплаты за обучение на дому. Согласно текущей редакции закона «Об образовании», возможность их выплаты не исключается, но регулируется только региональными властями.

На практике в 2020 году выплаты осуществляют два субъекта РФ — Пермский край и Свердловская область. Муниципалитет Омской области отменил выплаты в 2018 году.

В столице ситуация такова, что несмотря на действующий закон №25 от 20 июня 2001 года родители добиваются выплат только в судебном порядке. Получение выплат — забота родителей.

Получить компенсацию можно только в том регионе, в котором проживает ребенок.

  • Заявление о необходимости финансирования обучения на дому;
  • Копии свидетельства о рождении ребенка и паспортов его законных представителей.

Начать процесс следует с разговора с директором школы о необходимости компенсации расходов на обучение. При получении отказа — обратиться в региональный департамент образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector

 

 

 

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка

ссылка