Содержание

Входит ли работа в Туркменистане с 1978 по 2002 годы в трудовой стаж?

Входит ли работа в Туркменистане с 1978 по 2002 годы в трудовой стаж?

Ответы на вопросы, возникающие при проведении

оценки пенсионных прав застрахованных лиц

1. Какими документами подтверждается работа за границей в российских (советских) и иностранных организациях?

Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2002 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж засчитывается любая работа в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации.

Периоды работы за границей в российских (советских) организациях подтверждаются записями в трудовых книжках или справками о работе, выданными теми организациями, в которых протекала работа или направляющими их на работу.

В случаях, когда работа проходила по найму на иностранных предприятиях (в том числе частных) и в организациях трудовой стаж подтверждается по документам, легализованным в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством или положениями двусторонних договоров или международных соглашений (Гаагская конвенция от 05.10.1961 и двусторонние или многосторонние договоры о правовой помощи).

2. Как следует учитывать в общий трудовой стаж периоды работы граждан, в случаях, когда работа проходила в республиках бывшего СССР до и после распада СССР (01.01.1991)?

Периоды работы в государствах – бывших республиках СССР до распада СССР (до 01.01.1991) засчитываются в общий трудовой стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации.

Решение вопроса о включении в общий трудовой стаж периодов после 01.01.1991 зависит от того, заключено ли с данным государством Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 или двусторонние Соглашения в области пенсионного обеспечения.

Участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, кроме России, являются республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения заключены Российской Федерацией с Республикой Молдова, Литовской Республикой и с Грузией*.

Периоды работы в перечисленных государствах после распада СССР засчитываются в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав, поскольку исчисление трудового стажа в соответствии с данными Соглашениями производится по законодательству Российской Федерации.

Кроме того, работа в Республике Молдова, Литовской Республике и Грузии после 01.12.1991 до вступления в силу соответствующих Соглашений рассматривается как работа за границей.

Периоды работы после 01.12.1991 в Азербайджанской Республике, Эстонской Республике, Латвийской Республике, которые не являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения и двусторонних Соглашений засчитываются в общий трудовой стаж как работа по найму за границей.

3. Как исчисляется среднемесячный заработок граждан, прибывающих из Республики Молдова и Грузии в целях оценки пенсионных прав?

В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.

Согласно части 3 пункта 3 статьи 6 Соглашений от 10.02.1995 и от 16.05.1997 в случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц для данной категории граждан берутся сведения о заработке за декабрь 2001 г. (1671 руб.) и соотносятся с заработком по стране за аналогичный период, т.е. за 2001 г., который составляет 1671 руб. В итоге имеем соотношение заработков — 1.

Применение Соглашения от 10.02.1995 по желанию заявителя позволяет использовать заработок за период до 31.12.1991, который определяется в обычном порядке.

4. Засчитывается ли в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в бывших республиках СССР?

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия и Правилами исчисления периодов работы, дающими право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную деятельность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

Указанными Правилами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, времени работы за границей, за исключением случаев, специально установленных международными договорами, а также, если работа за границей осуществлялась в учреждениях Российской Федерации.

При решении вопроса о включении в стаж периодов работы после распада СССР в государствах – бывших республиках Союза ССР имеет значение, заключено ли с данным государством многостороннее или двустороннее соглашение в области пенсионного обеспечения. Если между Российской Федерацией и данным государством такое Соглашение имеется, периоды педагогической или лечебной работы в соответствующих должностях и Списках учитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанным основаниям.

В иных случаях такие периоды работы не могут быть включены в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической или лечебной деятельностью и подлежат зачету в общий трудовой стаж, как работа за границей.

Входят ли в стаж для расчета пенсии годы работы в Узбекистане после 1 декабря 1991 года?

Работала с 1980 г в Узбекистане. В 2009 г, получив гражданство РФ, переехала в Россию, с 2009 г и поныне работаю в РФ. Через год мне идти на трудовую пенсию по старости, исполнится 55 лет. Будут ли при расчете пенсии учитываться года работы в Узбекистане после развала Союза, т.е. после 1 дек. 1991 года? Спасибо.

Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом пункты 2 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и 2 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Читать еще:  Возможно ли перечисление детского пособия на карту 17 летнего ребенка?

К числу международных договоров относятся: – Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (вступило в силу 4 декабря 1995 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года (вступило в силу 28 июня 2002 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года (вступило в силу 29 мая 2001 года).

Кроме того, вопросы осуществления пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, регулируются письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 21.02.94) и Указанием Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2103.1996).

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, не заключивших с Российской Федерацией соответствующего соглашения о правах граждан в области пенсионного обеспечения (Азербайджанская Республика, Латвия, Эстония), осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии со статьей 5 Соглашения от 29 июня 1999 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства – участника данного Соглашения (Литовская Республика), принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года.

Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах – участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.

Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств – республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

С Уважением В.П. Нилов Бюро недвижимости и права Палаццо

Периоды работы, включаемые в страховой стаж, лицам, прибывшим из республик бывшего СССР

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 марта 2017 13:59

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

Читать еще:  Каким образом рассчитать льготную выслугу лет?

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Вопрос: Граждане РФ ранее постоянно проживали на территориях государств, входивших в СССР (в частности Туркменистана и Грузии), и работали там по трудовым договорам, заключенным с местными работодателями. Включаются ли периоды работы в странах бывшего СССР в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности (как в период существования СССР, так и после приобретения бывшими союзными республиками статуса независимых государств)? Засчитываются ли периоды работы в Туркмении и Грузии в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.)

Граждане РФ ранее постоянно проживали на территориях государств, входивших в СССР (в частности Туркменистана и Грузии), и работали там по трудовым договорам, заключенным с местными работодателями. Включаются ли периоды работы в странах бывшего СССР в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности (как в период существования СССР, так и после приобретения бывшими союзными республиками статуса независимых государств)? Засчитываются ли периоды работы в Туркмении и Грузии в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности?

Исчисление страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности производится в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее — Правила), утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.

Согласно п. 2 Правил в страховой стаж включаются, в частности, периоды работы по трудовому договору, периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом периоды работы на территории бывших республик Советского Союза до 01.01.1991 включаются в страховой стаж на основании пп. «в» п. 2, пп. «а» п. 3 Правил, поскольку в это время действовала единая система государственного социального страхования СССР (Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6).

Как следует из п.п. 2, 3 Правил, с 01.01.1991 периоды работы по трудовым договорам на территории стран бывшего СССР включаются в страховой стаж только в тех случаях, когда работодатель обязан был уплачивать страховые взносы или налоги, предназначенные для обеспечения страховых выплат. Однако п. 6 Правил предусмотрено, что международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа. В таком случае применяются правила международного договора.

Согласно п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор о ЕАЭС) социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Пунктом 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) включает в себя в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Однако под трудящимися государств-членов в Договоре о ЕАЭС понимаются лица, которые являются гражданами государства-члена, законно находящимися и на законном основании осуществляющими трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданами которого они не являются и в котором постоянно не проживают (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). То есть этот Договор не распространяется на граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, которые ранее проживали на территории других государств — членов ЕАЭС и осуществляли там трудовую деятельность.

Также заметим, что сторонами указанного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (смотрите преамбулу к Договору о ЕАЭС). Кроме того, к этому договору присоединились Республика Армения (со 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015) (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.), Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 23 декабря 2014 г.)). Ни Туркменистан, ни Грузия не входят в состав членов Евразийского экономического союза. Следовательно, на периоды трудовой деятельности в Грузии и Туркменистане правила Договора о ЕАЭС о трудовой миграции не распространяется уже в силу отсутствия у данных государств статуса членов этого Союза.

Отметим, что 15 апреля 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (далее — Соглашение), в соответствии с частью второй ст. 4 которого трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами Соглашения. Представители ФСС России считают, что ст. 4 Соглашения позволяет включать в страховой стаж периоды работы по трудовому договору на территории стран, для которых этот документ вступил в силу (смотрите интервью с руководителем правового департамента ФСС России О.В. Терещенко, опубликованное в журнале «Нормативные акты для бухгалтера», N 15, август 2008 г.; «Горячая линия: пособия за счет средств ФСС России», «Зарплата», N 5, 6, май, июнь 2009 г.; Четыре нестандартные ситуации по расчету страхового стажа (Е.А. Бреева, «Российский налоговый курьер», N 8, апрель 2012 г.)). Туркменистан и Грузия подписали упомянутое Соглашение, однако для этих государств Соглашение в силу не вступило (смотрите статус Соглашения). Иного международного договора между Россией и Туркменистаном, Россией и Грузией о взаимном признании трудового или страхового стажа не заключено.

Кроме того, обоснованность изложенной позиции ФСС России применительно ко всем случаям работы на территориях бывших союзных республик СССР вызывает сомнения. В рамках отношений по обязательному социальному страхованию под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Трудовой стаж как совокупность периодов трудовой деятельности работника и страховой стаж не являются равнозначными понятиями. Между тем Соглашение не упоминает о страховом стаже, указывая лишь, что трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением (ст. 10 Соглашения). Из этой формулировки не следует, что в связи с предоставлением обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности трудовой стаж этих лиц, приобретенный в государствах — сторонах Соглашения (кроме России), засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении размера пособия по временной нетрудоспособности в РФ.

Читать еще:  Выплата накоплений от ПФР при получении пенсии по инвалидности

Наконец, необходимо обратить внимание, что Соглашение распространяется на трудящихся-мигрантов (работников), то есть лиц, постоянно проживающих на территории страны выезда, которые на законном основании занимаются оплачиваемой деятельностью в стране трудоустройства (ст. 2 Соглашения). Таким образом, под работниками в Соглашении понимаются лица, постоянно проживающие в одном из государств — сторон Соглашения и при этом осуществляющие трудовую деятельность на территории другого государства. Следовательно, Соглашение не распространяется на лиц, осуществляющих трудовую деятельность в государстве, на территории которого они постоянно проживают. То есть Соглашение не применимо, например, к гражданам РФ, состоящим в трудовых отношениях с российским работодателем, которые ранее постоянно проживали на территории другого государства — стороны Соглашения и трудились по договорам, заключенным с местными работодателями.

Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации периоды работы сотрудников после 01.01.1991 на территории Туркменистана и Грузии засчитываются в их страховой стаж при исчислении пособия по временной нетрудоспособности только при условии, что работодатели, с которыми такие сотрудники состояли в трудовых отношениях при осуществлении трудовой деятельности на территории этих государств, обязаны были уплачивать страховые взносы (налоги) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в РФ. То же касается осуществления трудовой деятельности в иных государствах — бывших союзных республиках Союза ССР по трудовым договорам, заключенным с местными работодателями, гражданами РФ, которые в настоящее время постоянно проживают на территории России и трудятся у российского работодателя, кроме случаев, когда возможность учета трудового стажа, приобретенного в таких государствах, при исчислении страхового стажа в РФ предусмотрена международным договором Российской Федерации, заключенным с соответствующим государством. В противном случае учитывать время работы в этих государствах при определении продолжительности страхового стажа у работодателя оснований не имеется.

Отдельно следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Таким образом, периоды работы в Беларуси в полном объеме учитываются при определении страхового стажа для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности в РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Как учитывается работа в странах ближнего зарубежья при назначении российской пенсии

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

  1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
  2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Действующие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.

Каким образом организован персональный учет граждан в ПФ? Какие данные хранятся на индивидуальных счетах и кому доступна эта информация – подробности здесь

Сколько составляет пенсионный возраст мужчин и женщин в России? Ожидается ли его изменения? Насколько при этом российская «возрастная» действительность отличается от зарубежной?

Кому россияне платят страховые взносы, кто относится к категории обязательных плательщиков, а также с каких сумм и в какие сроки производится уплата взносов?

Как изменилась пенсионная система со времён СССР? Что такое страховая и накопительная части пенсии? Какие виды пенсий существуют и кому они полагаются?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector