Возможна ли замена годов при расчете пособия по уходу за ребенком?

Замена календарных лет при исчислении пособий

Согласно части 1 статьи 14 Закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Поскольку в 2016 году работник не находился в указанных выше отпусках, оснований для замены 2016 года не имеется.

Пособие по беременности и родам должно быть исчислено из заработка за 2016-2015 гг.

Действующее законодательство не содержит указаний о том, сколько заявлений о замене лет расчетного периода следует написать — одно в году или по каждому страховому случаю.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, расчет пособий в каждом году производится из одного и того же периода (двух лет, предшествующих наступлению страхового случая), поэтому, по мнению Тверского регионального отделения, одного заявления о замене лет в году, в котором указано, что заменять периоды следует по всем листкам нетрудоспособности, по которым наступает страховой случай в данном году, достаточно.

Действующим законодательством не предусмотрена форма заявления о замене лет расчетного периода, однако из содержания заявления должно усматриваться какие года (год) расчетного периода на какие (какой) предшествующие наступлению страхового случая календарные годы (год) подлежат замене, а также указание на страховой случай (страховые случаи), при расчете которого необходимо произвести замену лет (конкретный страховой случай или все страховые случаи, которые будут иметь место в данном календарном году).

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работающего лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В изложенной ситуации страховой случай наступит в 2017 году, следовательно расчетным периодом являются 2016-2015 гг. Поскольку в расчетном периоде работница не находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, право на замену лет у нее отсутствует.

Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению получателя пособия могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом), если это приведет к увеличению размера пособия. В 2016 году в расчет берется заработок за 2014 и 2015 годы. Можно заменить как 2014 и 2015 годы, так и только 2014 или только 2015 год. Возможно заменить тот или иной год даже в случае, когда работник находился в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком один день в году.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления вышеперечисленных обстоятельств, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Замена лет, которые используются при расчете среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а только на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, поскольку страховой случай наступил в 2016 году, то расчетным периодом будут являться 2015-2014 годы. Но так как работник с 2011 по 2014 год находился в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то замена расчетного периода может быть произведена следующим образом: 2014 год может быть заменен 2010 годом, а 2015 — 2009, при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам — это два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Например, если страховой случай наступил в 2016 году, расчетным периодом будут являться 2014 и 2015 гг.

Из положений ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия. Для этого работник должен написать заявление о замене одного или обоих лет расчетного периода на более ранний год (годы), непосредственно предшествующий (предшествующие) году, в котором наступил страховой случай (Письмо Минтруда от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105).

В рассматриваемой ситуации страховой случай (отпуск по беременности и родам) наступит в 2016 году, следовательно, расчетным периодом является 2014-2015 гг. Поскольку в 2012-2015 гг. Вы находились в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, у Вас есть право, на основании заявления, на замену 2014-2015 гг. на 2010-2011 гг.

Можно ли просить о замене лет расчетного периода после назначения пособия?

В суде было рассмотрено дело по иску работницы о взыскании с работодателя невыплаченной части пособия по беременности и родам. Претензии работницы были связаны с тем, что работодатель не выполнил ее просьбу о пересчете пособия в связи с заменой лет расчетного периода (определение Самарского областного суда от 9 октября 2018 г. по делу № 33-12257/2018).

Обстоятельства дела складывались следующим образом. В 2014 году работница вышла в отпуск по беременности и родам. Первоначально пособие работнице было установлено в минимальном размере в связи с тем, что в 2012 и 2013 годах у нее не было заработка из-за нахождения в указанный период в отпуске по уходу за ребенком. В дальнейшем женщина обратилась к работодателю с просьбой о замене лет расчетного периода, что привело к увеличению суммы пособия. Соответствующая разница была ей доначислена. Однако затем работница выяснила, что, если бы она выбрала для замены другие годы, сумма пособия была бы еще больше. В результате уже в 2018 году она обратилась к работодателю с соответствующей просьбой, но это обращение работодатель проигнорировал.

Читать еще:  Имеют ли право требовать от меня возврат пенсии из за ошибки ПФР?

Напомним, что статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – закон об обязательном социальном страховании) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрена возможность заменять годы расчетного периода в целях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Правом на замену обладают работники, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком), либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Соответствующие календарные годы (календарный год) они могут заменить в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом). В законе прямо указано, что замена лет производится только по заявлению работника и должна приводить к увеличению размера пособия.

При этом согласно ст. 12 закона об обязательном социальном страховании пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Именно на эту норму и ссылался работодатель, пытаясь обосновать правомерность отказа работнику в повторном перерасчете пособия. По его мнению, с заявлением о замене лет расчетного периода и перерасчете пособия работник также мог обратиться в течение шести месяцев со дня окончания отпуска.

Суд, однако, этот довод не принял. Судьи указали, что закон устанавливает сроки для обращения застрахованного лица за назначением пособий, при этом в указанном законе отсутствует указание на то, что эти сроки распространяются на подачу заявления о замене лет.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Отметим, что среди специалистов ФСС России единого мнения по данному вопросу нет. Так, например, в консультации Тверского регионального отделения Фонда указывается, что для перерасчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком заявление о замене лет расчетного периода должно быть подано не позднее полугода со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Другую позицию занимает Владимирское отделение ФСС России. Его специалисты ничего не говорят о применимости к такой ситуации сроков, установленных статьей 12 закона об обязательном социальном страховании, однако указывают при этом, что перерасчет назначенного пособия в случае подачи работником заявления о замене лет расчетного периода производится за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления соответствующего заявления. В данном случае, очевидно, специалисты предлагают по аналогии применять ч. 2.1 ст. 15 закона, согласно которой в случае предоставления застрахованным лицом справки о сумме заработка после назначения пособия, перерасчет производится за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки.

Замена годов при расчете пособия по уходу за ребенком

Здравствуйте! С января 2017 года нахожусь в отпуске по уходу за вторым
ребенком. При написании заявления на предоставления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет мне не сообщили, что я могу заменить года для расчета пособия, т.к. уходила «из декрета, в декрет» и рассчитали пособие за 2015-2016 г. (когда я находилась в отпуске по уходу за ребенком), уже выплатили пособие за январь, февраль, март. Могу ли я сейчас написать заявление на замену годов и заявление на доплату пособия за эти месяцы которые уже выплатили? Если да, то как эти заявления должны выглядеть?
Спасибо.

Как выглядит заявление вам ваш работодатель скажет, а то ему что-то не понравится, и будете еще из-за формы заявления спорить.

Но, да, замена годов возможна ст.14 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Если работница в течение двух лет, которые входят в расчет, была в отпуске по беременности и родам иили в отпуске по уходу за ребенком, один или оба года расчетного периода можно заменить на предшествующие. При условии, что это приведет к увеличению размера пособия. И не важно, что на расчетный период приходится только часть указанных отпусков.

И ФСС в своем письме от 30.11.2015 № 02−09−11/15−23247 разъяснил:

Исключением является случай, когда в годах, предшествующих расчетному периоду, работник также был в отпуске по беременности и рода иили отпуске по уходу за ребенком, назовем это, из «декрета в декрет». В таком случае замена может быть произведена на годы, непосредственно предшествующие году наступления первого страхового случая.

Если вам, получается, замену не произвели, и расчеты делали из МРОТ, то подавайте заявление на замену годов и на перерасчет за те месяцы, которые были выплачены без замены годов.

В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка ст.15 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Вам работодатель не объяснил ваши права о том, что вы имеете право произвести замену годов, чтобы расчет пособий был больше, чем из МРОТ.

В продолжение темы, еще возник вопрос: В сентябре 2016 года ушла на больничный по беременности и родам (будучи находясь в отпуске по уходу за первым ребенком). Пособие по беременности и родам просчитали за 2014-2015 года, в 2015 году находилась в отпуске по уходу за ребенком. Могу ли я сейчас подать заявление на работу на перерасчет пособия с заменой одного года 2015, на 2013 (т.к. ранее не знала о возможности замены годов), если пособие уже выплатили и прошло уже больше полу года с момента написания заявление на предоставления пособия?

Вам ведь дан ответ и было написано, чтобы произвели перерасчет:

В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка ст.15 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Viktoriya Kochetkova, эксперт

23 апреля 2017, 15:15,
2 года назад
Рейтинг: 5

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

Так-так-так — юридическая помощь онлайн © 2020 .
© Фонд Так-так-так .
Для писем: info@taktaktak.ru

Фонд «Так-так-так» является членом
Глобальной сети журналистских расследований

Правила замены лет в расчетном периоде при исчислении пособий

В некоторых случаях при расчете соцстраховских пособий по заявлению работника разрешается замена лет расчетного периода (2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случа я) ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) .

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ

Длительная нетрудоспособность из-за болезни в течение расчетного периода не дает работнику права на замену лет расчетного периода, даже если это приведет к увеличению пособи я ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) .

Вот правила, которые необходимо соблюдать при такой замене.

ПРАВИЛО 1. Заменить годы расчетного периода можно при расчет е ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) :

  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

ПРАВИЛО 2. Замена лет расчетного периода допускается, если на расчетный период попадае т ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) :

  • отпуск по беременности и рода м ст. 255 ТК РФ ;
  • отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет ст. 256 ТК РФ .
Читать еще:  Какой порядок выплаты ежемесячного пособия до 1,5 лет?

ПРАВИЛО 3. Замена лет возможна, если в результате средний заработок (а значит, и размер пособия) увеличится.

Допустим, у работника в расчетном периоде не было заработка или он в расчете за полный календарный месяц оказался меньше МРОТ на дату начала болезни или декретного отпуска. Правило соблюдается, если в заменяющих годах среднемесячный заработок работника больше, чем этот МРОТ. К примеру, в течение всего расчетного периода 2013— 2014 гг. женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком (в том числе работала на условиях неполного рабочего времени), а в 2015 г. она снова уходит в декретный отпуск. Поскольку материнский отпуск женщины приходится на весь расчетный период, пособие должно ей начисляться исходя из МРОТ (в 2015 г. это 5965 руб. ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ) Письмо ФСС от 25.10.2013 № 15-03-09/12-2985П . Подать заявление о замене лет расчетного периода на годы, предшествующие 2013 г., ей имеет смысл, только если до 2013 г. ее средняя зарплата за месяц была выше 5965 руб. Ведь если заработок за месяц был меньше, то пособие в этом году ей рассчитают исходя из МРОТ на дату начала декрета (сейчас 5965 руб.) ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ . Если же заработок в расчетном периоде был больше МРОТ, годы расчетного периода можно заменить на предшествующие, если в них заработок окажется больше.

А при расчете пособия по уходу за ребенком это условие будет соблюдаться, если работник в заменяющих годах получал зарплату как минимум примерно в 2,5 раза больше, чем минимальный размер причитающегося ему пособия. Ведь размер пособия составляет 40% среднего заработка работника (100% / 2,5). Так, когда отпуск по уходу начинается в 2015 г., замена лет расчетного периода имеет смысл, если средняя зарплата работника в заменяющих годах была: при уходе за первым ребенком — больше 6795,85 руб. (2718,34 руб. х 2,5), а при уходе за вторым и последующим ребенком — больше 13 591,68 руб. (5436,67 руб. х 2,5).

Конечно, определить увеличится ли пособие в результате замены лет расчетного периода, сам работник вряд ли сможет. Поэтому вам придется помочь ему. Если при расчете вы увидите, что замена лет расчетного периода выгодна работнику, посоветуйте ему написать об этом заявление.

ПРАВИЛО 4. Можно заменить в расчетном периоде как 1 год, так и 2 ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ . Причем неважно, приходятся материнские отпуска на полный год расчетного периода или только на часть года.

ПРАВИЛО 5. Замена лет расчетного периода возможна не только на годы, непосредственно предшествующие расчетному периоду, но и на более ранние. В результате в расчетный период могут попасть не следующие друг за другом календарные годы.

К примеру, работница заболела в 2015 г. В 2010— 2013 гг. она была в материнских отпусках. 2013 г. можно заменить не только на 2012 г., но и на 2008 г. Тогда в расчетный период войдут 2008 г. и 2014 г.

ПРАВИЛО 6. Если вы заменили какой-то год расчетного периода на более ранний, то при расчете среднего заработка для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком надо брать количество календарных дней в заменяющих годах. Поэтому если в результате замены в полностью отработанный расчетный период попадет 1 високосный год, то для расчета надо брать 731 день, а если 2 високосных года — то 732 дня ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ .

ПРАВИЛО 7. При замене лет расчетного периода предшествующими годами средний дневной заработок не должен превышать максимальную величину дневного заработка, исчисленную путем деления предельной суммы выплат, на которую начислялись взносы в ФСС, на 730 ч. 3.2, 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ ; ч. 4, 5 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

«Декретное» пособие: правило переноса расчетного периода

По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?

Общие правила расчета «декретного» пособия

Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.

По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ [2] начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Предельная база для начисления взносов в ФСС

Средний дневной заработок

Выплаты, учитываемые при расчете пособия

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).

Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая [3] . Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014 [4] ).

Исключение из общего правила

В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:

  • застрахованное лицо в течение двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости от того, какой продолжительности были эти отпуска);
  • застрахованное лицо написало соответствующее заявление;
  • замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера социального пособия.

Обратите внимание

Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).

Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).

Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году – 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?

Читать еще:  Индексация пенсии работающему пенсионеру в случае увольнения, за какой период будет проведена?

По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.

25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. – это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.

В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.

Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период – на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия – это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.

До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.

Позиция Минтруда о порядке переноса расчетного периода

Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным. В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.

Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.

Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществлятьсяне на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующиенаступлению страхового случая.

Поэтому если в 2013 – 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.

Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.

Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?

Размышления на тему

В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.

С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.

Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд – это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.

Проценты за нарушение срока выплаты «декретного» пособия

В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей – не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть преду­смотрен условиями коллективного или трудового договора.

Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его – в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).

Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.

В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей [6] пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.

Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.

В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.

[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[3] С 1 января 2015 года МРОТ – 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

[4] Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

[5] Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

[6] Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector