Содержание

Возможно ли через суд отсудить периоды прохождения курсов повышения квалификации и период учёбы в педагогическом институте?

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2011 г. N 67-В11-8 Суд отменил судебные акты в части отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и дело в этой части направил на новое рассмотрение, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2011 г. N 67-В11-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Задворнова М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 декабря 2011 года гражданское дело по иску Малинкиной Т.Б. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогучинском районе Новосибирской области об отмене решения комиссии ГУ — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогучинском районе Новосибирской области и о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

по надзорной жалобе Малинкиной Т.Б. на решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20 декабря 2010 года, оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 февраля 2011 года, которым заявленные требования частично удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Малинкина Т.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогучинском районе Новосибирской области об отмене решения комиссии ГУ — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогучинском районе Новосибирской области и о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ответчиком необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в специальный стаж работы не включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 1 января 1994 года по 28 февраля 1994 года, с 6 мая 1997 года по 6 июня 1997 года, с 10 ноября 1997 года по 10 декабря 1997 года, с 25 марта 2002 года по 20 апреля 2002 года, в отпуске по уходу за ребёнком с 10 апреля 1998 года по 21 марта 2000 года, отпуск без сохранения заработной платы 22 ноября 1995 года, с 17 декабря 1996 года по 20 февраля 1997 года, с 21 февраля 1997 года по 7 марта 1997 года, с 20 июня 2003 года по 29 июня 2003 года, с 19 августа 2003 года по 28 августа 2003 года.

Ответчик исковые требования Малинкиной Т.Б. в части зачёта в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября 1997 года по 10 декабря 1997 года признал.

Решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20 декабря 2010 года заявленные требования частично удовлетворены. Суд постановил включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября 1997 года по 10 декабря 1997 года. В удовлетворении исковых требований об отмене решения комиссии ГУ — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тогучинском районе Новосибирской области от 8 июня 2010 года N 134 и включении других периодов в специальный стаж отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 февраля 2011 года указанное решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Малинкиной Т.Б. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2011 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и его определением от 3 ноября 2011 года жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела было допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.

Судом установлено, что Малинкина Т.Б. работала в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, с 27 августа 1993 года по 21 ноября 1995 года врачом терапевтом участковым, с 23 ноября 1995 года по 12 августа 2004 года врачом невропатологом, а кроме того с 22 марта 2000 года по 12 июля 2005 года занималась индивидуальной трудовой деятельностью. Истец неоднократно обращалась в пенсионные органы, указывая на то, что имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вышеуказанные периоды работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, были включены ответчиком в специальный стаж истца для назначения досрочной пенсии. При этом ответчик исключил периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 1 января 1994 года по 28 февраля 1994 года, с 6 мая 1997 года по 6 июня 1997 года, с 10 ноября 1997 года по 10 декабря 1997 года, с 25 марта 2002 года по 20 апреля 2002 года, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 10 апреля 1998 года по 21 марта 2000 года. В связи с исключением названных периодов, специального стажа для назначения досрочной пенсии по старости Малинкиной Т.Б. было недостаточно, что послужило основанием для отказа в назначении ей досрочной пенсии по названным основаниям.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Таким образом, исходя из приведенных норм, досрочная трудовая пенсия также может назначаться с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, при наличии стажа работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

Согласно статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Поскольку в данном случае имело место досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд правомерно отказал во включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 10 апреля 1998 года по 21 марта 2000 года. При этом учитывая, что исковые требования Малинкиной Т.Б. в части включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября 1997 года по 10 декабря 1997 года ответчик признал, суд правильно удовлетворил требования в этой части. По иным периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации суд согласился с доводами ответчика об отсутствии оснований для их включения в специальный стаж, поскольку трудовые обязанности в это время фактически не исполнялись, так как истец находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Учитывая, что специальный стаж работы Малинкиной Т.Б. составил менее 10 лет, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С указанным выводом суда первой инстанции согласился и суд кассационной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы судебных инстанций об отказе во включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 1 января 1994 года по 28 февраля 1994 года, с 6 мая 1997 года по 6 июня 1997 года, с 25 марта 2002 года по 20 апреля 2002 года основаны на неправильном толковании пенсионного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Читать еще:  Имею ли я право на еще одну пенсию, если работала после выхода на пенсию?

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Учитывая, что судебными инстанциями приведённые положения действующего законодательства не применены, выводы суда об отказе во включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, являются неправомерными, в связи с чем состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными в этой части.

Допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом кассационной инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов Малинкиной Т.Б. Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

На основании изложенного Судебная коллегия полагает, что судебные постановления в части отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения Малинкиной Т.Б. на курсах повышения квалификации с 1 января 1994 года по 28 февраля 1994 года, с 6 мая 1997 года по 6 июня 1997 года, с 25 марта 2002 года по 20 апреля 2002 года и отказа в признании права на досрочную трудовую пенсию по старости подлежат отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, исключив из них отпуска без сохранения заработной платы, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 387 , 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20 декабря 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 февраля 2011 года отменить в части отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения Малинкиной Т.Б. на курсах повышения квалификации с 1 января 1994 года по 28 февраля 1994 года, с 6 мая 1997 года по 6 июня 1997 года, с 25 марта 2002 года по 20 апреля 2002 года и отказа в признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Возможно ли через суд отсудить периоды прохождения курсов повышения квалификации и период учёбы в педагогическом институте?

Не пытайтесь со всеми трудностями справляться в одиночку. Профсоюз готов взять на свои плечи Ваши проблемы.

Сложилась отрицательная судебная практика по включению в специальный «педагогический» стаж периода очной учёбы в педучилищах и пединститутах после прохождения производственной практики.

Суды не включают данный период в специальный стаж.

Учитывайте это при определении даты обращения с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд.

В случае педагогической работы (в том числе, пионервожатой в летнем лагере) непосредственно перед поступлением в педагогическое учебное заведение и после его окончания (до 1993 года) право на включение периода очной учёбы в специальный «педагогический» стаж можно доказать в суде.

В судебной практике по включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную «педагогическую» пенсию , признаются:

периоды по уходу за ребенком до 1,5 лет, использованные до 06.10.1992, или 06.10.1992 находится между сроками начала и окончания отпуска (с 2014 года ПФ РФ включает)

периоды по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет, использованные до 06.10.1992, или 06.10.1992 находится между сроками начала и окончания отпуска (с 2014 года ПФ РФ включает)

периоды нахождения на курсах повышения квалификации

периоды учебных отпусков

периоды ежегодных оплачиваемых отпусков

период вынужденного отпуска с оплатой 75%

периоды нахождения в командировках

периоды временного перевода работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года

периоды обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность по 1993 г.

периоды прохождения службы в рядах Советской Армии (срочной и сверхсрочной, 1 день службы за 1 день работы) по 1993 г.

работа в должности воспитателя группы продлённого дня (ПФ включает, есть нормативный документ)

работа в должности воспитателя при интернате

работа в должности музыкального работника

работа в должности медсестры без указания «ясельной группы»

работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми

работа в должности старшей пионервожатой в период с 1959 г. по 1993 г. (ПФ включает, есть нормативный документ)

работа в должности сурдопедагога, тифлопедагога

работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего вопросы охраны труда

работа в должности воспитателя в техникуме

работа в должности директора клуба «Юный техник»

работа в должности директора подросткового клуба «Юный техник» при профсоюзном комитете

работа при несоответствии наименования образовательного учреждения Списку, утверждённому Постановлением Правительства РФ №781 (детский комбинат, Учебный комплекс «Школа № 32»)

работа в НОУ «Христианская школа»

работа при совмещении профессий: работа учителем не на полную ставку и зам. директора по учебно-воспитательной работе не на полную ставку

работа суммарно на полную ставку при выполнении неполной учебной нагрузки учителя и ведения кружковой работы по предмету

В 2010-2014 году в городском суде выиграны дела по включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную «педагогическую» пенсию , периодов:

по уходу за ребенком до 1,5 лет, 06.10.1992 находится между сроками начала и окончания отпуска

по уходу за ребенком с 1,5 лет до 3 лет, 06.10.1992 находится между сроками начала и окончания отпуска

нахождения на курсах повышения квалификации

очного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, по 1993 г., в том числе работа пионервожатой в летнем пионерском лагере с занятием штатной должности (необходимо доказать записями в трудовой книжке, приказами, лицевыми счетами, свидетельскими показаниями сослуживцев)

учебных отпусков с сохранением средней заработной платы

прохождения срочной службы в рядах Советской Армии (не требуется наличия до службы периода работы по педагогической специальности)

работы в детском комбинате, Ц ентре дошкольного образования (ЦДО ), ДДУ

работа в должности учителя, воспитателя, музыкального руководителя в МОУ общего среднего образования Учебный комплекс «Школа № 32»

работы после 01.09.2000 г. на неполную ставку учителем-предметником с ведением кружковой работы по предмету, при условии выполнения суммарно нормы рабочего времени

работы по должности, внесённой в трудовую книжку и штатное расписание ОУ, которой нет в примерных типовых штатах ОУ

временный перевод по производственной необходимости с работы, входящей в педстаж, на работу, не входящую в педстаж, на срок не более 3 месяцев

В 2011 году в областном суде выиграно дело по включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную «педагогическую» пенсию , периодов:

прохождения срочной службы в рядах Советской Армии (решение областного суда)

Вступайте в Профсоюз!

Профсоюз защитит Ваше право на досрочную «педагогическую» пенсию!

Как включить учебу в льготный стаж с 2020 года для оформления досрочной пенсии

Как включить учебу в льготный стаж для досрочной пенсии в 2020 году вопреки отрицанию со стороны ПФР? Вопрос, когда учеба входит в льготный стаж для досрочной пенсии, является особенно актуальным, когда до требуемой законом выслуги лет не хватает буквально чуть-чуть, и включение учебы может стать настоящим спасением.

Как включить учебу в льготный стаж для досрочной пенсии в 2020 году вопреки отрицанию со стороны ПФР?

Мы рассматривался вопрос о том, когда учеба входит в страховой стаж для назначения пенсии и в общий трудовой стаж для расчета пенсии. Это касается всех граждан, которые выходят на обычную пенсию по старости, по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

Но есть особые категории граждан, которые заняты на работах с вредными условиями труда, в связи с чем, они имеют право выйти на страховую пенсию по старости досрочно, т.е. раньше, чем наступит пенсионный возраст.

Для этого им необходимо выработать т.н. льготный стаж не менее предписанной законом продолжительности. Вопрос, когда учеба входит в льготный стаж для досрочной пенсии, является особенно актуальным, ведь нередко бывает так, что до требуемой законом выслуги лет не хватает буквально чуть-чуть, и включение учебы может стать настоящим спасением.

В каких случаях закон позволяет засчитывать в льготный стаж периоды обучения

Еще раз обращаем ваше внимание: под термином «учеба» здесь понимается исключительно время обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (в ПТУ, техникумах, институтах, университетах, аспирантуре, докторантуре и т.д.), а равно любой другой вид профессионального обучения (курсы повышения квалификации и т.п.).

  1. Если вы претендуете на досрочную пенсию по Списку №1 (для лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), по Списку № 2 (для лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда) или в связи с выслугой лет на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в сфере текстильной промышленности (только для женщин в последнем случае), то можно увеличить свой льготный стаж за счет включения периодов учебы при соблюдении следующих условий:
  • засчитываются только периоды обучения в учебных заведениях системы профессионально-технического образования (в ремесленных, технических училищах, ПТУ и т.д.), а также прохождения курсов по подготовке кадров, повышению квалификации или переквалификации;
  • учеба проходила не позднее 1 января 1992 г.;
  • сразу за окончанием обучения следует стаж работы с вредными условиями, которая засчитывается в выслугу лет.
Таким образом, учеба в средних специальных учебных заведениях (в техникумах и т.д.), партшколах, на рабфаках, в вузах, а также прохождение обучения в аспирантуре или докторантуре в льготный стаж для назначения вышеуказанных пенсий, к сожалению, не входит.
  1. При назначении досрочной пенсии по Спискам №1 или №2 допускается также учитывать в льготном стаже период «ученичества», т.е. время, когда вновь принятый работник проходил начальную профессиональную подготовку непосредственно на рабочем месте.

Но это возможно лишь в тех случаях, когда в Списке указана только отрасль производства и вид работы, без конкретного перечня профессий и должностей работников. Например: «Раздел XXXII Списка №2: Рабочие, постоянно занятые на работах с радиоактивными рудами».

  1. Если вы претендуете на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, то учеба включается в льготный стаж в таком порядке:
  • засчитывается время обучения только в педагогических учебных заведениях и университетах;
  • учеба была до 1 октября 1993 г.;
  • до учебы и сразу после нее осуществлялась педагогическая деятельность (согласно трудовой книжке);
  • продолжительность учебы, которая засчитывается в льготный стаж, не может превышать 1/3 от всего педагогического стажа, выработанного в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию.
  1. Для лиц, претендующих на досрочные пенсии в связи с педагогической или лечебной деятельностью, возможно включение в льготный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации. Но, к сожалению, добиться этого пока можно только в судебном порядке.
Читать еще:  Лужковская премия

Пенсионный фонд РФ категорически отрицает возможность зачета этих периодов в льготный стаж педагогических и медицинских работников. Однако судебная практика по этому вопросу сложилась однозначно в пользу граждан.

  • Суды принимают во внимание, что курсы повышения квалификации являются обязательными для педагогических и медицинских работников, это часть их профессиональной деятельности.
  • Кроме того, в период обучения за работниками сохраняется место работы и средний заработок, т.е. производятся отчисления страховых взносов.
Таким образом, если Пенсионный фонд отказал засчитать в льготный стаж педагогической или лечебной деятельности время обучения на курсах повышения квалификации, нужно обращаться в суд с иском о включении этих периодов в льготный стаж – решение будет в Вашу пользу.

Советы юристов:

  • Входит ли в льготный стаж в 2019 г у медиков учеба в медучилище.

Добрый день! Нет не входит.

  • Можно узнать входит в льготный стаж учеба в пту на профессия ткач.

Для работающих в текстильной промышленности входит.

П.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривало, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости работникам предприятий текстильной промышленности, период обучения в училищах системы профессионально-технического образования (в технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.), приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

  • Учтётся ли очная учёба 1 год в ПТУ в льготный стаж МВД.

В п. 2 постановления Правительства от 22.09.1993 № 941 определено, что » в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, — в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 г.» Профессиональные технические училища не относятся к образовательному учреждению среднего профессионального образования. Кроме того, обучение должно быть завершено.

  • Входит ли в льготный педагогический стаж учеба заочно ХГУ 2005 — 2011 гг?

Нет, заочная учеба в спецстаж не входит. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781

  • Включается ли протзводственная практика сварщиком при учебе в ПТУ в льготный стаж.

Если выполнял работу сварщика, что подтверждено документами, то должны включить.

  • Входит ли учеба в медицинском училище в льготный стаж на досрочную пенсию?

В льготный стаж включаются периоды, когда осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Период обучения в льготный стаж не включается, за исключением периодов прохождения практики, если имеются соответствующие записи в трудовой книжки, сведения о заработной плате и характере работы.

  • Учёба на сварщика ПТУ 1978-1981,81-83 работа по специальности, 83-85 Служба СА по призыву. Что входит в льготный стаж на досрочную льготную пенсию по старости. Возраст 57 лет.

Армия и училище входит в специальный стаж при условии если вы до армии работали по списку 2 и после армии пришли и в течение трех месяцев устроились на работу, всё что перечислено входит в специальный стаж, (не упустите пять лет практически) в основном пенсия формируется до 2002 г но этот вопрос решается только через суд. Ведь задача пенсионного фонда отнять как много больше у
пенсионера. Поверьте я прошел суды.

  • Родилась и училась на Крайнем Севере. Далее техникум также в районе Крайнего Севера с 1989 по 1992, учеба вписана в трудовую книжку, т. к. практику проходила тоже на севере. Войдет ли хотя бы в льготный стаж. Уж больно хочется досрочно уйти на пенсию)))

В льготный Северный стаж, учеба в средних и высших учебных заведениях засчитывается в льготный стаж, период практики также засчитают в северный стаж, если есть запись в трудовой книжке, либо Справка с организации, где указано что организации в которой вы проходили практику, находилась на Крайнем Севере.
Если ПФ добровольно не засчитает вам в стаж данные периоды ТРЕБУЙТЕ ПИСЬМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ и обжалуйте в суде.
Судебная практика в вашем случае положительная.

  • После окончания школы с 01.10.81 по 21.11.82 года обучался в ТУ по специальности моторист судовой (РКС — Район Крайнего Севера). В период учебы 04.05.82 по 21.11.82 проходил практику в плавсоставе на рыболовном траулере. По окончании учебы 14.01.83 принят на должность моториста в рыболовною компанию МРП (Мурманрыбпром) (РКС). 05.05.83 уволен в связи с призывом на ВМФ СССР. с 09.05.83 по 05.05.86 служба в
    Вопрос: входит ли учеба в льготный стаж РКС?
    Входит ли служба в льготный стаж РКС? Работал до призыва и по окончании в одной компании.
    Входит ли период службы в стаж плавсостава?
    С уважением Роман Г.

Через суд можно побороться и за учебу и за армию на основании Закона О пенсиях от 3 августа 1972 г.
11. С 01.11.1992 г начала работать помощником воспитателя. С 03.12.1992 г по 11.10.1995 была в декретном отпуске. Вышла работать в школу. В 2003 году родила второго ребенка. В школе продолжаю работать по нынешнее время. Обращалась в 2017 году-отказали в приеме заявления, так как не вышел срок из-за декретных и командировок. Скажите, пожалуйста, имею ли я право выхода на льготную пенсию? Входят ли командировки по работе, учеба в педколледже в льготный стаж?

  • Пенсионер фсин, стаж в льготном 16 лет (год за полтора) в календарях 22, учеба в пту с 1997 по 2000, медали за выслугу лет 2,3 степени. Имею ли право на оформление ветерана труда.

Для получения звания Ветеран труда, достаточно одной медали, а у Вас они есть!

  • Училась в педагогическом училище, на 4 курсе ушла в академический отпуск, во время которого работала воспитателем детского сада, затем доучилась в июне 1989 и приступила к работе учителем с 15 августа 1989 г. Войдёт ли учёба в льготный педагогический стаж?

Если в это время работали, то войдёт.

Автор: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

Ответы на самые важные вопросы по аттестации педагогических работников

Повышение квалификации педагогов

Вопрос-ответ

Повышение профессионального уровня призвано помочь педагогам, воспитателям и другим педагогическим работникам осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования. Оно реализуется через систему дополнительного профессионального образования: разнообразные программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

Однако необходимость систематически повышать квалификацию, закрепленная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вызывает массу вопросов – для чего, как часто, а главное, где проходить курсы повышения квалификации и как много времени на это потребуется?

Нужно ли проходить курсы повышения квалификации для педагогов?

Да, систематическое повышение профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является необходимым условием педагогической деятельности (ст. 48 ФЗ «Об образовании).

Зачем нужно повышать квалификацию?

Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Повышение профессионального уровня призвано обеспечить непрерывное профессиональное развитие и соответствие квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 78 ФЗ «Об образовании»).

Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?

Требования к периодичности освоения программ дополнительного профессионального образования устанавливаются самими образовательными учреждениями, однако законодательно закреплена периодичность не реже, чем один раз в три года (ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Необходимо помнить, что профессиональное развитие – процесс непрерывный. Меняющиеся условия профессиональной деятельности требуют от современного педагога открытости инновационным технологиям и своевременного внедрения их практику обучения и воспитания.

Что получает педагог после прохождения курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Освоение программы курса завершается итоговой аттестацией, форма которой определяется организацией – это может быть тестирование, экзамен и т. п. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Образец бланка документа о квалификации устанавливается организацией самостоятельно.

Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации. Он дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации (ст. 60 ФЗ «Об образовании»).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации (получившим неудовлетворительные результаты или освоившим лишь часть дополнительной профессиональной программы), выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Какова продолжительность одного курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Продолжительность курса зависит от количества часов, обеспечивающих достижение планируемых результатов образовательной программы и получение новой компетенции или квалификации. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовкименее 250 часов (согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Обратите внимание, что краткосрочные образовательные мероприятия, такие как лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы и т. п., не являются курсами повышения квалификации!

Необходимо ли педагогу проходить курсы повышения квалификации, если он прошел переподготовку?

Обратите внимание на различия между данными двумя программами дополнительного профессионального образования:

Программа повышения квалификациинаправлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовкинаправлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ст. 76 ФЗ «Об образовании»).

В случае, если педагогический работник получил диплом о профессиональной переподготовке, однако освоил не все компетенции, требуемые для профессиональной деятельности, ему необходимо пройти соответствующий курс повышения квалификации. Например, педагог освоил курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «учитель биологии», однако в программе данного курса не было предусмотрено получение компетенции по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В случае, если данная компетентность требуется педагогу для реализации профессиональной деятельности, ему следует дополнительно пройти курс повышения квалификации по работе с учащимися с ОВЗ. Необходимость прохождения тех или иных программ дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации.

Читать еще:  Как оформить пенсию с северным стажем 21 год, если с 2010 года проживаю в Краснодарском крае?

Какие курсы повышения квалификации обязательны для педагогов?

Необходимость прохождения тех или иных курсов дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации. В наиболее общем виде предъявляемые требования к умениям и знаниям педагогического работника определены Профессиональным стандартом. Педагогу необходимо повышать квалификацию как в области преподаваемого предмета, так и по общепедагогическим компетенциям.

Наиболее актуальными направлениями повышения квалификации на данный момент являются:

Нужны ли курсы повышения квалификации для прохождения аттестации?

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (один раз в пять лет) и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (ст. 49 ФЗ «Об образовании»). Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» определяет в числе необходимых сведений о педагогическом работнике, предоставляемых аттестационной комиссии, информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности. Таким образом прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является обязательным условием аттестации педагога. Количество курсов или объем часов освоенных программ дополнительного профессионального образования, требуемых для успешного прохождения аттестации, законодательно не закреплены.

Где пройти курсы повышения квалификации?

К организациям дополнительного образования предъявляются следующие требования: организация должна иметь лицензию, подтверждающую право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования, и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. При этом проходить повышение квалификации или профессиональную переподготовку слушатель может вне зависимости от территориальной расположенности образовательной организации.

Обучение может проводиться как в очной, так и заочной (дистанционной) форме. Дистанционная форма является наиболее гибкой, поскольку позволяет слушателю освоить материалы курса в определяемый им самим срок, в удобное время и в любом месте.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителю?

Расходы на курсы повышения квалификации педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы, входящие в положенный «минимум», администрация учебного заведения не вправе.

Исключением являются лишь длительные (от 250 часов) программы переподготовки, когда речь идет по сути о получении образования «с нуля». Этот вопрос стал актуален в связи с введением новых профессиональных стандартов педагогов, согласно которому для работы с детьми в обязательном порядке требуется педагогическое образование. Поэтому выпускники, к примеру, биофаков «академических» вузов, преподающие в школе биологию, или же инженеры, ведущие детские кружки технической направленности, столкнулись с тем, что их образование перестало соответствовать занимаемой должности. В таком случае педагогическая переподготовка осуществляется за счет самих сотрудников – образовательная организация вправе полностью или частично профинансировать курсы, но не обязана это делать.

Если педагогическое образование у сотрудника имеется, но администрация школы хочет, чтобы он «расширил профиль», освоил смежную профессию и взялся за преподавание новых предметов – переобучение должно проходить за счет образовательной организации.

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: « Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) « Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность « систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

Источник:

Трудовой Кодекс РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector