Возможности препятствования повышению пенсионного возраста

Повышение пенсионного возраста: за и против

В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ.РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе «нулевого чтения» в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Сторонники: «Пенсионная реформа назрела»

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.

Исторические предпосылки

Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту 1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат 2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала «Накопительная пенсия» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Для тех, кто выходит на пенсию досрочно по ряду оснований, например, для представителей вредных профессий, требования по стажу и пенсионному возрасту не изменятся. То же касается граждан, которые получают пенсию в связи с радиационным воздействием и по социальным мотивам – например, женщины, родившие пять и более детей, один из родителей, опекун инвалидов детства, воспитавший его до 8-летнего возраста, женщины, родившие двух и более детей, если они имеют стаж работы на Крайнем севере и приравненных к ним местностях, инвалиды по зрению I группы, ряд других категорий. На это неоднократно указали представители госорганов, кроме того, свои разъяснения по данному вопросу уже дал ПФР.

Но необходимо ее существенно доработать

«Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены», – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.

«Сырая» нормативная база

Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к «приглашению к дискуссии», ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.

Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.

Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.

Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.

По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.

Работа с населением

Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ.РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.

В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.

Перенос реформы

Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.

Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.

Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.

Противники: «Пенсионный возраст повышать нельзя»

Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.

Плановые показатели – это только прогнозы

Юрий Бялый также представил расчеты, в соответствии с которыми, если реформу реализуют, на рынок труда в ближайшие два года выйдут примерно 800 тыс. человек. Однако, учитывая ежегодные потери рабочих мест, стагнацию либо падение рынка труда в большинстве регионов, остается неясным, как именно создадут новые рабочие места, и какая конкуренция будет на рынке труда. Это, как ожидает эксперт, ударит и по пожилым, и по молодым гражданам. А в условиях молодежной безработицы под угрозой окажутся рождаемость и благополучие семей, не исключен также рост преступности.

Поскольку есть альтернативы

Как правило, противники пенсионной реформы предлагали иные варианты решения текущих проблем, которые бы не потребовали повышения пенсионного возраста. В том числе допускали изменение пенсионной системы.

Решение текущих проблем

Формировать пенсионные накопления можно за счет внебюджетных фондов, высказал мнение председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. Их могли бы администрировать работодатели, перечисляя туда 22% от зарплаты работника. В случае, например, банкротства или ликвидации предприятия, финансовое обеспечение могло бы предоставлять государство.

А член ОП РФ Михаил Бажинов предложил в целом преобразовать российскую пенсионную систему, сохранив текущий пенсионный возраст. По его мнению, необходимо ввести два вида пенсий: гарантированную и накопительную. Первая бы формировалась за счет обязательных фиксированных платежей всех работодателей и самозанятых, она могла бы принести в бюджет ПФР более 4 млн руб. в год. Накопительную также обеспечивали бы работодатели, в том числе в бюджетной сфере, и добровольный характер такая пенсия может иметь только для самозанятых и безработных граждан. Общественник также допустил, что на законодательном уровне можно установить минимальный и максимальный размер ежемесячного перечисления в накопительную часть пенсии, например, не менее 2 тыс. и не более 15 тыс. руб.

Адаптацию к новой модели он предложил провести в течение пяти лет, начиная с 2019 года, и завершить в 2023 году путем выплаты 100% гарантированной пенсии, которая будет примерно равна существующей сегодня страховой. А по истечении периода адаптации, считает инициатор, должен быть установлен дифференцированный размер гарантированной пенсии. Для женщин и мужчин в возрасте до 65 лет – 50%, для 65-70-летних – 100%, а пенсионерам старше 70 лет – 150%. Для формирования достойного размера гарантированной и накопительной пенсии, по мнению члена ОП РФ, необходимо установление трудового стажа 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин соответственно.

К преимуществам такой модели Михаил Бажинов отнес возможность работодателей стимулировать работников платежами в накопительную часть пенсии, а заодно – повышать дисциплину и сокращать текучку кадров. В этой модели, уверен общественник, сбалансированы интересы граждан, общества, предпринимательства и государства.

В данном случае, как представляется, необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости. Многие эксперты выразили надежду, что кабмину удастся подготовить необходимую правовую базу и представить населению полноценную и проработанную пенсионную реформу. Так, например, сегодня Максим Топилин сообщил о том, что выделять на программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста планируется 5 млрд руб. в год. И также сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал предлагаемые изменения в пенсионной системе.

1 С текстом законопроекта № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С полным текстом Демографического прогноза до 2035 года можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.

Последствия повышения пенсионного возраста для рынка труда

В последнее время в обществе и профессиональной среде активизировались дискуссии о необходимости повышения пенсионного возраста. Давайте рассмотрим основные последствия такого решения для российского рынка труда c точки зрения динамики его основных параметров и попробуем ответить на вопрос: в какой мере ситуация на рынке труда побуждает к тому, чтобы повысить пенсионный возраст?

Очевидно, что главным макроэкономическим аргументом для повышения пенсионного возраста выступает необходимость сокращения расходов Пенсионного фонда, сокращения его дефицита. Сокращение дефицита Пенсионного фонда будет означать сокращение соответствующих трансфертов из бюджета и, следовательно, высвобождение части бюджетных средств под другие цели (или появится возможность сократить доходную часть, то есть налоговую нагрузку на бизнес и население).

Повышение пенсионного возраста приведет к конфликту дедов и внуков

Разумеется, в этом случае снизится демографическая нагрузка на трудоспособное население. Естественно, в долгосрочной перспективе это окажет позитивное воздействие на экономику — и, в частности, на рынок труда. Однако в этой статье долгосрочные последствия мне бы не хотелось затрагивать еще и потому, что влияние повышения пенсионного возраста через десятки лет практически невозможно оценить на фоне действия целого ряда других факторов. Давайте рассмотрим основные последствия повышения пенсионного возраста и дадим им качественную оценку.

Позитивные изменения на рынке труда

Из позитивных перспектив реформы я бы прежде всего обратил внимание на смягчение проблемы дефицита трудовых ресурсов. Об актуальности проблемы повышения пенсионного возраста эксперты нашей лаборатории говорили еще десять лет назад. Дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированной, уже в тот период становился одним из основных ограничителей экономического роста и, соответственно, препятствием для выполнения поставленной задачи по удвоению ВВП.

Читать еще:  Входит ли служба в Советской Армии в страховой стаж?

Усиливающийся дефицит рабочей силы теперь уже фактически сдвинул возрастные границы на рынке труда. По данным отчетных балансов трудовых ресурсов (Росстат) за 2000-2014 гг., численность работающих старше трудоспособного возраста увеличилась практически в 1,5 раза. Только за 2010-2014 гг. численность этой категории занятого населения увеличилась почти на 23%, с 5,3 млн до 6,5 млн человек. Работающие старше трудоспособного возраста составляют почти 10% численности всего занятого населения. Кстати, по данным Пенсионного фонда РФ, численность работающих пенсионеров еще выше – около 10 млн человек (по данным на 2013 г.).

В самом общем случае количественная оценка увеличения предложения рабочей силы может быть осуществлена следующим образом. Очевидно, что уровень экономической активности пенсионеров значительно ниже, чем лиц трудоспособных возрастов. Данные Росстата позволяют оценить величину этих различий. Предположим, что повышение пенсионного возраста стимулирует рост экономической активности населения соответствующего возраста до уровня, сопоставимого с уровнем экономической активности лиц предпенсионного возраста. Рассмотрим такой гипотетический сценарий. Пенсионный возраст увеличивается для обоих полов до 65 лет.

Пусть экономическая активность составит для женщин 55-59 лет 80%, для мужчин в возрасте 60-64 года — 80%, для женщин в возрасте 60-64 года — 70%, для лиц обоих полов старше 65 лет — 20%. Тогда в 2014 г. (численность и возрастная структура населения – по данным на 1 января 2014 г.) условный прирост предложения рабочей силы составил бы около 6,5 млн человек. Соответствующий прирост почти на 70% обеспечивался бы увеличением предложения женской рабочей силы. Вместе с тем очевидно, что повышение пенсионного возраста если и будет реализовано, будет происходить более плавно, и, соответственно, адаптация населения к этим изменениям тоже будет растянута во времени.

Другим положительным результатом повышения пенсионного возраста станет уменьшение зависимости отечественного рынка труда от иностранной рабочей силы. Объяснить это просто: для смягчения проблемы дефицита трудовых ресурсов предприятия давно уже активно привлекают иностранных работников. Значительная часть иностранных трудовых мигрантов работает и в некорпоративном секторе. Повышение пенсионного возраста увеличит предложение отечественной рабочей силы и может снизить потребность экономики в иностранной.

Увеличение пенсионного возраста изменит структуру предложения рабочей силы и приведет к другим структурным изменениям на рынке труда, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. К позитивным изменениям, вероятно, можно будет отнести увеличение числа и доли более опытных работников на рынке труда.

Возможные риски

Увеличение предложения рабочей силы при недостаточном спросе на нее может привести к росту безработицы. При этом, с моей точки зрения, актуально говорить не только о возможном росте уровня безработицы в старших возрастных группах, но и возможном негативном воздействии повышения пенсионного возраста на молодежный рынок труда. Уровень безработицы среди молодежи достаточно высок, с ростом предложения рабочей силы риск безработицы будет выше у наименее конкурентоспособных и образованных, то есть, опять же, у молодежи.

Повышение пенсионного возраста сократит возможности для участия молодежи в процессе ротации кадров, сузит их возможности для быстрого карьерного роста. Кроме того, вероятно произойдет еще большее усиление напряженности и на рынке труда ряда регионов.

Среди очевидных рисков — снижение темпов роста заработной платы. Одним из последствий нехватки рабочей силы стали высокие темпы роста заработной платы в 2000-х гг. (пусть отчасти это и было связано с ее изначально невысоким уровнем). Увеличение предложения рабочей силы будет способствовать снижению цены труда, что, вероятнее всего, будет проявляться в невысоких темпах ее увеличения, особенно для отдельных категорий работников.

Увеличение пенсионного возраста, разумеется, приведет к сокращению доходов работающих п енсионеров. Для работающих пенсионеров увеличение пенсионного возраста фактически означает потерю пенсии как источника дохода. Отчасти это может также оказать воздействие на рост предложения рабочей силы, поскольку может побудить работать большее количество часов, возобновить работу на полную ставку, найти (при возможности) дополнительную работу. Прожиточный минимум работающих граждан выше, чем у пенсионера, поэтому повышение пенсионного возраста может стимулировать дополнительные потребительские расходы.

Велик риск усиления региональных и отраслевых диспропорций: увеличение пенсионного возраста может привести к усилению существующих диспропорций в распределении занятого населения по видам экономической деятельности и по регионам.

Повышение пенсионного возраста для пенсионеров по старости вероятно означает и определенный пересмотр существующих правил назначения пенсий по выслуге лет. Возникает вопрос, в какой мере это объективно может быть сделано.

Велик риск консервации сложившейся структуры занятости. Ключевой вопрос: в какой мере повышение пенсионного возраста и, следовательно, увеличение среднего возраста занятого населения, увеличение доли пожилых работников на рынке труда согласуется с задачей создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ)? В более широком контексте можно ставить вопрос о том, как повышение пенсионного возраста повлияет на процесс согласования спроса на рабочую силу и ее предложения.

В условиях активизации сил по созданию в экономике ВПРМ и повышению производительности труда может сложиться ситуация, когда для лиц предпенсионного возраста (в новом понимании) не будет адекватного количества рабочих мест, особенно в отдельных регионах и секторах экономики. Об этом же в недавнем выступлении говорил и директор ИНП РАН академик В. В. Ивантер: «Где рабочие места для женщин 55-65 лет».

Одной из мер борьбы с безработицей является повышение квалификации, подготовка и переподготовка работников. Отсутствие стимулов у предприятий для финансирования из собственных средств соответствующих мероприятий для лиц предпенсионного возраста переложит задачу финансового обеспечения на плечи государства, что увеличит расходы государственного и региональных бюджетов. Кроме того, вероятность увеличения безработицы среди лиц соответствующих возрастов не будет в достаточной мере компенсирована возможностью их переезда в другой регион в поисках подходящей работы, что внесет свой вклад в общий объем и динамику структурной безработицы (региональной, отраслевой, профессиональной).

Мобильность населения и трудовых ресурсов выступает одним из важных факторов, воздействующих на процесс согласования спроса на рабочую силу и ее предложения. Уровень миграционной активности населения страны во многом определяется его возрастной структурой. В России наибольший удельный вес внутренних миграций приходится на население трудоспособного возраста. Так, в 2013 г. на его долю приходилось чуть менее трех четвертей всех внутренних мигрантов по РФ (доли населения младше и старше трудоспособного возраста составляли соответственно 16% и 10%). Следует отметить, что это соотношение весьма устойчиво во времени и характерно также для 2000 года. Рассматривая возрастную структуру населения в разрезе пятилетних возрастных групп, можно убедиться, что наиболее высокая миграционная активность свойственная населению активных возрастов (20-24 и 25-29 лет). Чуть меньшая (но более высокая по сравнению со всеми оставшимися возрастными группами) миграционная активность наблюдается у соседних групп населения: 15-19 и 30-34. На рис. 1 представлены структура внутренних мигрантов в России по возрасту и возрастные интенсивности внутренней миграции в России за 2013 г. (данные рассчитаны по прибывшему населению).

Наиболее высокий коэффициент интенсивности миграции наблюдается у населения в возрасте 15-19 лет, для которого характерна активная учебная миграция в этом возрасте. Движение мужского населения этого возраста определяется также призывом в армию. Для более старших возрастных групп характерно планомерное снижение соответствующих коэффициентов.

Для населения старше трудоспособного возраста характерны высокие коэффициенты закрепления по территориям. Дороговизна переезда в условиях отсутствия жилья в другой местности, а также сформировавшаяся привычка к среде (инфраструктурной, социальной, природной) во многом определяет высокую степень оседлости населения пенсионного возраста. На фоне этого мотивами смены территории проживания лицами пенсионного возраста могут служить следующие факторы: переезд к детям и внукам, уехавшим ранее в связи с учебой или в поисках работы в другой регион, смена климата на более подходящий, в условиях наличия свободного от работы времени ведение личного подсобного хозяйства. Таким образом, при наличии работы у соответствующей категории лиц повышение пенсионного возраста, скорее всего, приведет лишь к еще большему закреплению лиц этой возрастной категории (55-59 для женщин и 60-64 для мужчин) к территории проживания.

Дополнительные потери рабочего времени. Для пожилых работников характерны более частные периоды нетрудоспособности. Проблема воспитания детей и внуков. Более поздний уход на пенсию женщин при сохранении проблемы с доступностью учреждений дошкольного образования является наступлением на «институт бабушек». Впоследствии это может сказаться, например, на демографических планах населения.

Таким образом, повышение пенсионного возраста, по всей видимости, не пройдет незамеченным для российского рынка труда.

Плюсы грядущего повышения пенсионного возраста: прибавки к выплатам и не только

1. Увеличатся выплаты

Повышение пенсионного возраста — не самоцель. Президент поставил правительству задачу — увеличивать пенсии опережающими темпами. Сейчас в законе гарантирована индексация пенсий на величину инфляции. Последние 3 года прибавка была от 400 до 500 рублей в год. Повышение пенсионного возраста позволит увеличивать пенсии каждый год вдвое быстрее — на 1000 рублей. Причем уже с 2019 года.

— Если бы мы не принимали решение по возрасту, то мы бы имели в 2024 году размер пенсии примерно на треть меньше, чем тот, который мы сейчас ожидаем, — заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой , после реформы пенсия должна составлять не менее 40% от той зарплаты, которую получал человек.

2. Вырастут вложения в здравоохранение

Число пенсионеров каждый год растет, из-за этого происходит колоссальная нагрузка на Пенсионный фонд. Известно, что своими средствами он давно уже не может обеспечить выплату всех пособий — приходится помогать из бюджета. Речь идет о сотнях миллиардов рублей, которые можно было бы вложить в развитие и инфраструктуру.

Повышение пенсионного возраста позволит получить дополнительные деньги в бюджет. Значительную долю направят на повышение пенсий, а другую часть — на различные социальные нужды.

— Часть от сэкономленных бюджетных ресурсов должна пойти на финансирование здравоохранения, — заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин . — Получается, и через повышение пенсий, и через улучшение медицинских услуг мы будем больше заботиться о пенсионерах. Весь основной эффект, полученный от повышения пенсионного возраста, пойдет на поддержку пенсионеров.

3. Не будет дискриминации при приеме на работу

Главное опасение будущих пенсионеров — остаться без работы в предпенсионном возрасте. Работодатели неохотно нанимают сотрудников за 50 — нет смысла вкладываться в человека, переучивать его, если скоро он уйдет на заслуженный отдых.

В правительстве считают, что реформа изменит существующее положение вещей. На рынке острая нехватка квалифицированных специалистов. Если работодатель понимает, что впереди у работника еще 10 — 15 лет в запасе, он, наоборот, будет бороться за ценные кадры. Плюс правительство обещает следить за дискриминацией по возрасту на рынке труда.

При этом молодежь новая реформа заставит поднапрячься.

— Конкуренция со зрелыми сотрудниками заставит получать дополнительные знания и навыки, повышать квалификацию, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, — говорит Ксения Войтенко , руководитель группы общего подбора кадровой компании Manpower. — Таким образом молодые сотрудники станут куда более квалифицированными, чем сейчас.

4. Появится стимул дольше жить

Пусть для кого-то метод повышения пенсионного возраста и кажется шоковым, но он стимулирует жить дольше. Как минимум — задуматься о собственном здоровье. Причем не тогда, когда проблемы уже дали о себе знать, а заранее. Заложенный в молодости фундамент здоровья — важное условие хорошего самочувствия в зрелом возрасте. Отказ от вредных привычек, регулярное обследование у врачей, занятия спортом: все эти пункты войдут в программу по развитию здравоохранения. И это тоже станет частью пенсионной реформы.

5. Станет больше возможностей для маневра

Отложенный выход на пенсию позволяет рассматривать жизнь как долгий проект. Определиться, кто ты в этой жизни, чего ты действительно хочешь, в эпоху неограниченного выбора крайне сложно. А в возрасте до 25 лет и вовсе невозможно. Сдвигая вперед пенсионный возраст, мы предоставляем возможность молодым людям чуть замешкаться на старте, лучше подготовиться. Определить и применить свои сильные стороны. Знаменитая фраза главной героини в фильме « Москва слезам не верит» про то, что в 40 лет жизнь только начинается, будет максимально близка к реальности.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ!

Для уже вышедших на пенсию изменений не будет

Программа изменения пенсионного законодательства никоим образом не затрагивает нынешних пенсионеров — для них абсолютно ничего не меняется (кроме повышения самой пенсии). А это более 40 млн. получателей пенсий (как по линии ПФР, так и силовых ведомств). Ни отбирать, ни сокращать пенсии никто не собирается. Как и сейчас, нынешние пенсионеры будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, эти люди являются главными выгодоприобретателями. Пенсионная система теперь будет заточена на помощь людям более старшего возраста — их финансовое обеспечение от государства будет расти вдвое быстрее инфляции.

Переходный период продлится 10 лет

В пенсионных системах нельзя делать резких движений. Для замены одной системы на другую требуется время. С пенсионным возрастом — то же самое. Чтобы реформа не стала неприятным сюрпризом для тех, кому до пенсии осталось совсем чуть-чуть, во всех странах мира вводится переходный период. В России он тоже будет.

КОГДА НАЧНЕТСЯ И КОГО ЗАТРОНЕТ

Изменение пенсионного законодательства предполагается начать с 1 января 2019 года. И будет достаточно длительный переходный период. Он составит 10 лет. Увеличиваться трудоспособный возраст будет не каждый год, а на один год раз в два года. То есть впервые на пенсию начнут выходить позднее (в 61 год и 56 лет соответственно) только в 2020 году, в 65 лет мужчины и в 60 лет женщины начнут выходить на пенсию только в 2028 году.

ПЛЮСЫ ДОЛГОЛЕТИЯ

Развитие технологий и медицины, улучшение условий труда привели к более активному долголетию. Новая пенсионная система — это изменение отношения к себе, переоценка своего образа жизни, отношения к своему здоровью. Достижение этой задачи — переориентация на здоровый образ жизни, на профилактику, а не оперативное лечение. Многие женщины обижаются, когда в Пенсионном фонде их заставляют написать заявление на оформление пенсии «по старости». На смену подобным понятиям приходят другие.

ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Более поздний выход на пенсию не только повысит уровень жизни людей старшего возраста, но и подтолкнет к ускоренному развитию экономики. Будет расти число работоспособных людей. Кадровый ресурс — хороший стимул для инвестиций и роста. Все это суммарно скажется на качестве и уровне жизни россиян. А поскольку пенсия — это производная от зарплаты, то в долгосрочном плане это приведет и к дополнительному росту пенсий.

Читать еще:  Какие выплаты положены после 30 недель беременности?

Безусловно, те, кто немощен, нуждаются в заботе и опеке. Но записывать в старики по дате рождения в паспорте — это прошлый век. «Слабым заботу, сильным работу» — это и про людей старшего поколения тоже. Тем более что от этого зависит и социальный статус человека. Отношение к пенсионерам и работающим всегда различается. Первые вызывают жалость и желание помочь перейти дорогу, а вторые, наоборот, воспринимаются как люди, полезные обществу, создающие экономику страны.

Читайте также

Сколько теряет экономика России из-за затяжных праздников

В плюсе только сферы услуг и торговли

Россияне отказываются от вареной колбасы и телевизоров, но выбирают овсянку и посудомойки

Рассматриваем под лупой неочевидные статистические тенденции ушедшего десятилетия

Почему Россия перестала поставлять нефть в Белоруссию

НПЗ республики снизили нагрузку до технологического минимума

Что выбрать: бумажную или электронную трудовую книжку

Рассматриваем плюсы и минусы нововведения, которое вступило в силу с 2020 года

«Достали звонки с предложениями кредита!» Можно ли побороть банковский спам

Корреспондент «КП» вступила в неравный бой с назойливыми операторами колл-центров

С 1 января стало проще продать единственное жилье

Если вы им владели более трех лет, не надо платить подоходный налог с вырученной суммы

Россия прекратила поставки нефтепродуктов на НПЗ Белоруссии

Но для тревоги нет никаких поводов

Новые законы с 1 января: как изменит нашу жизнь год Крысы

Детские пособия подрастут, рыбачить будем по-новому, а на полках появится сертифицированная по российским стандартам органическая еда

С новым газом: почему транзитная сделка между Россией и Украиной это хорошо

Соглашение о прокачке российского газа будет действовать до конца 2024 года

Ни катастрофы, ни рывка: как наша экономика застряла в стабильности и чего ждать дальше

5 российских экономистов — о главных достижениях, провалах и прогнозах года

Банки начнут брать комиссию за переводы по номеру телефона

Использование Систем быстрых платежей подорожает, и часть издержек ляжет на клиентов

Возвращаем престиж рабочим профессиям

Всероссийский фотоконкурс «Лица труда», организованный «Партией Дела» и ИД «Комсомольская правда», второй год подряд приковывает к себе внимание огромного числа россиян

Россия и Украина начали процесс подписания договора о транзите газа

В этом году Европа, похоже, не замерзнет.

Крымские чиновники положили себе под елочку премий на 123 миллиона

Больше всех досталось сотрудникам аппарата Совмина

Росстат: Еще 16 лет россияне будут вымирать, мигрантов нужно больше. И это еще оптимистичный сценарий

Опубликован обновленный прогноз изменения численности населения Российской Федерации к 2036 году

Что станет с ценами на бензин, машины и ОСАГО

В уходящем году у водителей было немало поводов для стресса

В Москве перестали дорожать двухкомнатные квартиры

Яндекс.Недвижимость подвела итоги года на столичном рынке жилья

3 шага к исполнению желаний

Подробная инструкция как в Новый Год словить удачу и выиграть желаемые подарки

Сбербанк отменяет роуминг

Управлять собственным бизнесом приходится круглосуточно, а порой и из любой точки мира. Время не ждет: клиентам и партнерам все равно, где вы находитесь, если вопрос срочный

Дорогие телефоны и мебель в кабинеты: на чем кроме авто могут сэкономить российские чиновники

В правительстве предлагают пересадить госслужащих на такси

Почему работать в январе выгодно, а ездить в отпуск — наоборот

Стоимость каждого рабочего дня в первый месяц года выше

Металлоинвест в 2019 году улучшил показатели в области устойчивого развития

Ведущая горно-металлургическая компания России Металлоинвест завершает 2019 год с дальнейшим улучшением показателей в сфере устойчивого развития

3 шага к исполнению желаний

Подробная инструкция как в Новый Год словить удачу и выиграть желаемые подарки

Что подарить на Новый год?

Праздник уже близко, а вы всё ещё не знаете, что подарить родственникам, друзьям или коллегам? Мы вас спасём! Узнайте беспроигрышный вариант подарка

Консультант в вашем экране

В нашей жизни все больше гаджетов — и все меньше времени с ними разбираться. Лучший способ что-то объяснить — это показать. Но как это сделать, если консультация проходит по телефону?

Сергей Сторчак: За счет Стабфонда мы расстались с внешними долгами

Заместитель министра финансов в эксклюзивном интервью «КП» прокомментировал заявления Кудрина о роли Путина в создании стабилизационного, резервного фонда и ФНБ

«Роснефть» перешла на использование собственных катализаторов в нефтепереработке

Нефтегазовая компания активно занимается импортозамещением технологий

Возрастная категория сайта 18+

Возможности препятствования повышению пенсионного возраста

Правительство в четверг объявило об одной из самых ожидаемых реформ последних нескольких лет — возраст выхода на пенсию планируется повысить до 65 лет для мужчин (сейчас 60) и до 63 лет для женщин (сейчас 55). Об этом на заседании кабмина рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ вскоре будет внесен в Госдуму, где его планируется рассмотреть в первом чтении уже в весеннюю сессию (закончится 29 июля). По данным Пенсионного фонда, сейчас в России порядка 43,2 млн пенсионеров (около 29,4% всего населения).

Пойти на такой шаг правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами — доля работающих людей «становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше», сказал Медведев, и это может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства». Только при повышении пенсионного возраста можно «обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам», подчеркнул он.

На одного пенсионера в 1970 году приходилось в среднем 3,7 трудоспособного гражданина, в 2019 году этот показатель сократится до двух человек, говорилось в материалах, подготовленных для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. К 2044 году на одного пенсионера будут приходиться лишь 1,5 работающих гражданина, подсчитывал Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, чьи эксперты готовили предложения по повышению пенсионного возраста до 63 и 65 лет для мужчин и женщин.

«До недавнего времени Россия была последней страной в Восточной Европе, которая не увеличивала возраст выхода на пенсию в соответствии с ростом ожидаемой продолжительности жизни. Текущие демографические прогнозы предполагают, что численность населения трудоспособного возраста в России в 2019–2020 годах снизится на 0,8%, на 0,5–0,6% в 2021–2022 годах и так далее до середины 2020-х годов», — написал в обзоре главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин. Если принять изменения, предлагаемые правительством, число занятых в России может вырасти с 73 млн до 74,5 млн человек к 2023 году (при нынешнем законодательстве оно сократится до 70,6 млн человек), добавил он.

В сложившихся демографических, экономических и институциональных условиях обеспечить пенсионерам достойный размер пенсий невозможно, сказала РБК директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. По ее словам, повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также реализацией программ поддержки занятости людей старших возрастов. «Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности», — предупредила Овчарова.

«63/65» — не единственный вариант, который обсуждался при решении о новом пенсионном возрасте. Как рассказывали источники РБК, правительство рассматривало и другие параметры, в частности увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, а также до 62 и 60 лет соответственно. Выбранные правительством параметры «65/63» — это «крайний» сценарий и «предложение для торга», считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на брифинге по итогам заседания правительства отказался считать принятый вариант «наиболее жестким». Дело в том, что правительство повышает пенсионный возраст поэтапно, объяснил он.

По старой памяти

Правительство не стало уравнивать пенсионный возраст для мужчин и женщин, хотя женщины в России, по статистике, живут дольше мужчин (ожидаемая продолжительность жизни — 77 лет против 66,5 года, по данным Росстата (.pdf) на 2017 год). Для сохранения разницы в пенсионном возрасте для мужчин и женщин нет демографических и экономических причин, полагает Овчарова. «Но это укоренившаяся социальная норма, что женщины имеют некий социальный бонус за то, что они ухаживают за детьми и пожилыми», — сказала экономист. «Учитывая, что женщины живут дольше, возраст выхода и мужчин, и женщин на пенсию с экономической точки зрения должен быть одинаковым», — считает Овчарова.

Кто и когда сможет выйти на пенсию

При повышении пенсионного возраста предусмотрен 10- и 16-летний переходный период. Само повышение будет происходить темпами «плюс один год каждый год», следует из заявления вице-премьера Татьяны Голиковой. Повышение затронет мужчин 1959 года и младше и женщин 1964 года и младше. Например, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году — в возрасте 61 года и 56 лет (при действующих правилах они бы вышли на пенсию в 2019 году). Мужчины, родившиеся в 1960 году, и женщины 1965 года рождения смогут уйти на пенсию в 2022 году — в возрасте, соответственно, 62 и 57 лет.

В целом переходный период будет продолжаться до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин (см. инфографику). С этого времени все мужчины и женщины, не относящиеся к льготным категориям, будут выходить на пенсию с 65 и 63 лет вне зависимости от года рождения.

Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно. Например, граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет. Пенсии по такому основанию получают 2,9 млн человек, отмечалось в материалах для депутатов и сенаторов. Переходный период для них будет тем же, что и для выхода на пенсию по общим основаниям.

Возраст выхода на досрочную пенсию (на те же пять и восемь лет) также повысится для педагогических, медицинских и творческих работников. Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет. А люди, имеющие большой стаж работы — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, — смогут выйти на пенсию на два года раньше (такая возможность есть и сейчас).

Нынешние поправки не предусматривают изменений для стажа выслуги, который требуется военным при выходе на пенсию (сейчас 20 лет), но Минфин, по словам Силуанова, считает, что он «также должен быть скорректирован». «Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений», — сказал первый вице-премьер.

Кого не затронет повышение пенсионного возраста

Правительство определило категории граждан, которые смогут выйти на пенсию на тех же условиях, что и сейчас, заявил Медведев. Среди них — работающие на вредном и опасном производстве; женщины, которые имеют пять и более детей; инвалиды по зрению первой группы и военной травмы; один из родителей или опекунов инвалидов с детства; граждане, пострадавшие при аварии в Чернобыле.

Как это соотносится с продолжительностью жизни

С момента утверждения нынешних границ пенсионного возраста (часть из них была принята в 1930-х годах, а основные правила утвердили в 1950–1960-х годах) «продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда», заявил Медведев. Сейчас этот показатель составляет почти 73 года, а к 2030 году, согласно майскому указу президента Владимира Путина, должен достичь 80 лет.

Но при действующем пенсионном возрасте у мужчин (60 лет) вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, писали экономисты РАНХиГС Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева. При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), подчеркивали они.

Власти «кардинально изменили ситуацию с точки зрения продолжительности жизни начиная с 2000 года, еще динамичнее ситуация менялась с 2007 года, когда были приняты различные национальные проекты в сфере здравоохранения, демографии», заявил в четверг министр труда Максим Топилин.

Не последний этап

Законопроекту о пенсионном возрасте еще предстоит пройти через парламент и администрацию президента. Документ будет внесен в Госдуму в «самое ближайшее время», чтобы депутаты могли рассмотреть его в первом чтении до конца весенней сессии, заявил Медведев (таким образом, основное обсуждение реформы состоится уже осенью). Владимир Путин, который должен поставить финальную подпись под законопроектом, про повышение пенсионного возраста однозначно раньше не высказывался.

«Что касается пенсионного возраста, то вы знаете мою позицию, я всегда относился и отношусь сегодня к этому в высшей степени осторожно и аккуратно. На что бы хотел обратить внимание? Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед правительством, — это повышение доходов пенсионеров, причем значительное повышение их доходов», — говорил он в ходе ежегодной прямой линии в июне.

Что получат граждане и государство

После увеличения пенсионного возраста пенсии у нынешних пенсионеров будут расти на 1 тыс. руб. в год, заявил Медведев. Сейчас страховые пенсии индексируются на уровень прошлогодней инфляции — так, в 2018 году средняя пенсия увеличится на 481 руб., в прошлые два года она также росла на 400–500 руб. Рост пенсий выше инфляции прописан в майском указе Путина. Благодаря изменению пенсионного возраста пенсии будут индексироваться не только 1 февраля по инфляции, как раньше, но затем еще 1 апреля (за счет дополнительных доходов), сказала Татьяна Голикова. Но правительство пока не планирует возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам, которая была приостановлена в 2016 году. Голикова в четверг сообщила журналистам, что в нынешнем пакете поправок такой меры нет.

«Решение о повышении пенсионного возраста — это один из шагов для повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение пенсий пенсионерам», — сказал Силуанов, не уточнив конкретных цифр по экономическому эффекту.

Финансовый эффект от увеличения пенсионного возраста будет нарастать от года к году и превысит 1% ВВП к началу 2030-х годов, сказал РБК директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. «В первый год [повышения возраста выхода на пенсию] это будет порядка 150 млрд руб., потом цифра будет увеличиваться и дорастет до свыше 1% к началу 2030-х годов», — сообщил Назаров. По его словам, часть средств, скорее всего, будет направлена на повышение размера пенсий. «В нынешних ценах примерно это будет прибавка на 1 тыс. руб. К началу 2030 годов мы сможем в нынешних ценах (то есть с поправкой на инфляцию. — РБК) довести пенсию до 20 тыс. руб.», — отметил экономист. При увеличении пенсионного возраста ВВП может расти на дополнительные 0,5 п.п. в год с 2019 по 2028 год, подсчитал Кузьмин.

Читать еще:  Как получить пенсию мамы после ее смерти?

Повышение пенсионного возраста может снизить дефицит Пенсионного фонда на «несколько сотен миллиардов рублей, но создаст социальные и макроэкономические проблемы», полагает директор аналитического департамента УК «БКС Сбережения» Сергей Суверов. «В частности, может наблюдаться давление на зарплаты, также, скорее всего, сократится потребительский спрос», — сказал он.

Будет ли безработица

Экономический эффект от повышения пенсионного возраста в предложенном сценарии не оправдывает социальные риски, считает Сафонов. Власти столкнутся с необходимостью дополнительных расходов по доведению до прожиточного минимума доходов безработных граждан, подчеркнул он. «Одновременно принимается решение о повышении НДС (он был увеличен с 18 до 20%. — РБК), что повлияет на доходы населения. Реальные доходы граждан упадут, соответственно, это усугубит ситуацию с занятостью», — сказал эксперт. По его словам, «очень велика» вероятность роста безработицы.

«Учитывая, что мы сейчас находимся в уникальных демографических условиях, когда на рынок труда входит очень малочисленное поколение 1990-х, а с рынка труда выходят огромное поколение послевоенных беби-бумеров, то чисто статистически никакого роста безработицы быть не может», — возражает Назаров. Более того, она будет снижаться, «потому что повышение пенсионного возраста даже озвученными темпами дает закрытие дефицита [рабочей силы] только на половину», сказал Назаров.

Силуанов в четверг заверил, что правительство не отказывается от «построения страховой пенсионной системы», а также создает «добровольные системы пенсионного страхования». Он напомнил о концепции индивидуального пенсионного капитала — системе, разработанной Минфином и ЦБ и предусматривающей автоподписку граждан на отчисления на пенсию, которые будут нарастать с 1 до 6% с зарплаты в течение пяти лет.

Повышение пенсионного возраста: за и против

В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ.РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе «нулевого чтения» в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Сторонники: «Пенсионная реформа назрела»

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.

Исторические предпосылки

Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту 1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат 2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала «Накопительная пенсия» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Для тех, кто выходит на пенсию досрочно по ряду оснований, например, для представителей вредных профессий, требования по стажу и пенсионному возрасту не изменятся. То же касается граждан, которые получают пенсию в связи с радиационным воздействием и по социальным мотивам – например, женщины, родившие пять и более детей, один из родителей, опекун инвалидов детства, воспитавший его до 8-летнего возраста, женщины, родившие двух и более детей, если они имеют стаж работы на Крайнем севере и приравненных к ним местностях, инвалиды по зрению I группы, ряд других категорий. На это неоднократно указали представители госорганов, кроме того, свои разъяснения по данному вопросу уже дал ПФР.

Но необходимо ее существенно доработать

«Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены», – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.

«Сырая» нормативная база

Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к «приглашению к дискуссии», ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.

Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.

Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.

Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.

По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.

Работа с населением

Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ.РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.

В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.

Перенос реформы

Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.

Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.

Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.

Противники: «Пенсионный возраст повышать нельзя»

Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.

Плановые показатели – это только прогнозы

Юрий Бялый также представил расчеты, в соответствии с которыми, если реформу реализуют, на рынок труда в ближайшие два года выйдут примерно 800 тыс. человек. Однако, учитывая ежегодные потери рабочих мест, стагнацию либо падение рынка труда в большинстве регионов, остается неясным, как именно создадут новые рабочие места, и какая конкуренция будет на рынке труда. Это, как ожидает эксперт, ударит и по пожилым, и по молодым гражданам. А в условиях молодежной безработицы под угрозой окажутся рождаемость и благополучие семей, не исключен также рост преступности.

Поскольку есть альтернативы

Как правило, противники пенсионной реформы предлагали иные варианты решения текущих проблем, которые бы не потребовали повышения пенсионного возраста. В том числе допускали изменение пенсионной системы.

Решение текущих проблем

Формировать пенсионные накопления можно за счет внебюджетных фондов, высказал мнение председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. Их могли бы администрировать работодатели, перечисляя туда 22% от зарплаты работника. В случае, например, банкротства или ликвидации предприятия, финансовое обеспечение могло бы предоставлять государство.

А член ОП РФ Михаил Бажинов предложил в целом преобразовать российскую пенсионную систему, сохранив текущий пенсионный возраст. По его мнению, необходимо ввести два вида пенсий: гарантированную и накопительную. Первая бы формировалась за счет обязательных фиксированных платежей всех работодателей и самозанятых, она могла бы принести в бюджет ПФР более 4 млн руб. в год. Накопительную также обеспечивали бы работодатели, в том числе в бюджетной сфере, и добровольный характер такая пенсия может иметь только для самозанятых и безработных граждан. Общественник также допустил, что на законодательном уровне можно установить минимальный и максимальный размер ежемесячного перечисления в накопительную часть пенсии, например, не менее 2 тыс. и не более 15 тыс. руб.

Адаптацию к новой модели он предложил провести в течение пяти лет, начиная с 2019 года, и завершить в 2023 году путем выплаты 100% гарантированной пенсии, которая будет примерно равна существующей сегодня страховой. А по истечении периода адаптации, считает инициатор, должен быть установлен дифференцированный размер гарантированной пенсии. Для женщин и мужчин в возрасте до 65 лет – 50%, для 65-70-летних – 100%, а пенсионерам старше 70 лет – 150%. Для формирования достойного размера гарантированной и накопительной пенсии, по мнению члена ОП РФ, необходимо установление трудового стажа 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин соответственно.

К преимуществам такой модели Михаил Бажинов отнес возможность работодателей стимулировать работников платежами в накопительную часть пенсии, а заодно – повышать дисциплину и сокращать текучку кадров. В этой модели, уверен общественник, сбалансированы интересы граждан, общества, предпринимательства и государства.

В данном случае, как представляется, необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости. Многие эксперты выразили надежду, что кабмину удастся подготовить необходимую правовую базу и представить населению полноценную и проработанную пенсионную реформу. Так, например, сегодня Максим Топилин сообщил о том, что выделять на программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста планируется 5 млрд руб. в год. И также сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал предлагаемые изменения в пенсионной системе.

1 С текстом законопроекта № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С полным текстом Демографического прогноза до 2035 года можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector