Содержание

Вправе ли органы ПФР применять финансовые санкции к страхователям?

Арбитражный суд выдал судебный приказ о взыскании с ИП в пользу ПФР штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года. Организация планирует это дело оспорить. Организация сама за указанный период обнаружила ошибку, представила отменяющую и дополняющую отчетность СЗВМ. ОПФР отмечает, что с 01.10.2018 в п. 39 Инструкции были внесены изменения, поэтому штрафные санкции обязательны к уплате. Существует ли по данному вопросу судебная практика в пользу страховщиков? Каковы особенности заявления на отмену судебного приказа?

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть третья ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ или налоговым органом.
Пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее — Инструкция), утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в редакции, действовавшей до 01.10.2018, было предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, если страхователь самостоятельно, до выявления ошибки территориальным органом ПФР представляет уточненные сведения о застрахованном лице, он освобождается от ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, которая предусмотрена ст. 17 Закона N 27-ФЗ (смотрите в связи с этим письмо Пенсионного фонда России от 28.03.2018 N 19-19/5602).
Вместе с тем ВС РФ исходит из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ (смотрите, например, определения ВС РФ от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99).
В п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, также указано, что Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и представил в Пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
При этом, как отмечают судьи, ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные) (смотрите, например, постановления Пятнадцатого ААС от 20.05.2019 N 15АП-4880/19, Шестнадцатого ААС от 20.05.2019 N 16АП-1208/19).
С 01.10.2018 приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н в п. 39 Инструкции были внесены изменения. В настоящее время п. 39 Инструкции предусматривает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Представители Пенсионного фонда РФ полагают, что из изменений п. 39 Инструкции, внесенных приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, следует, что к страхователю не применяются финансовые санкции в случае, если уточнения были представлены в отношении застрахованных лиц, сведения за которых представлялись в исходной форме, а в случае представления дополняющих форм к страхователю применяются финансовые санкции в соответствии с частью третьей ст. 17 Закона N 27-ФЗ (постановление Девятнадцатого ААС от 11.03.2019 N 19АП-77/19).
Из анализа судебной практики в отношении редакции п. 39 Инструкции, действующей с 01.10.2018, следует, что ссылки на приказ Минтруда России от 14.06.2018 N 385н и доводы о том, что п. 39 Инструкции в редакции от 01.10.2018 не подлежит применению (в дополняющей форме представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых ранее не были включены сведения в исходную форму СЗВ-М), были признаны несостоятельными ввиду неверного толкования действующего законодательства. Судьи отметили, что Инструкция разработана в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, который имеет большую юридическую силу относительно приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н. Положения Закона N 27-ФЗ, предоставляющие страхователю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах, не изменились и подлежат применению к спорным правоотношениям. Судьи также отметили, что согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ дополнение (то есть внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах являются правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечение к ответственности неприменимо, поскольку юридическая ответственность — это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей. Иное толкование Инструкции будет прямо противоречить Закону N 27-ФЗ, в соответствии с которым была принята Инструкция и во взаимосвязи с положениями которого она применяется (решения АС Сахалинской области от 08.05.2019 по делу N А59-1124/2019, от 29.04.2019 по делу N А59-1126/2019, от 24.04.2019 по делу N А59-1127/2019).
Исходя из изложенного, полагаем, что ИП не лишен возможности направить возражения относительно исполнения судебного приказа. Однако, окончательное решение о правомерности применения штрафных санкций в рассматриваемой ситуации может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

8 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как оспорить штраф от ПФР

Этап 1. Получение акта

ПФР может оштрафовать организацию или предпринимателя на 500 руб. в отношении каждого застрахованного, сведения о котором подан ы ст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ) :

• или с нарушением срока (скажем, сведения по форме СЗВ-М нужно подавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным);

• или с указанием неполных сведений;

• или с указанием недостоверных сведений.

Выявив такие нарушения, ПФР составит акт приложение 1 к Постановлению Правления ПФР от 23.11.2016 № 1058п . Этот документ в течение 5 рабочих дней с даты подписания должен быть ст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ) :

• или вручен вам лично под расписку;

• или направлен по почте заказным письмом;

• или передан в электронном виде по ТКС.

Дата получения корреспонденции (акта о выявлении нарушения, решения о привлечении к ответственности, требования об уплате штрафа), направленной вам ПФР, такая:

6-й рабочий день считая с даты отправления заказного письма по почт е ст. 17 Закона № 27-ФЗ ; ст. 2 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ); п. 6 ст. 6.1 НК РФ ;

дата, указанная в подтверждении получения корреспонденции информационной системой страхователя при отправке в электронном виде по ТКС п. 7 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 11.01.2018 № 3п .

Правда, страхователи нередко полагают, что они не совершали никакого правонарушения. И поэтому не соглашаются добровольно платить штраф. Такие разногласия возникают, например, в случае представления дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных (см. подробнее на с. 59). Но, даже признавая вину, страхователи зачастую не согласны платить штраф в полном объеме, считая его несоразмерным нарушению.

Вы попали в подобную ситуацию? Тогда именно с получения акта и начнутся ваши действия для разрешения спора с ПФР.

Читать еще:  Как обязать ПФР вернуть льготный стаж за пропущенный срок?

Этап 2. Представление возражений на акт

Свои письменные возражения на акт вы можете представить в ПФР в течение 15 рабочих дней со дня получения акта ст. 17 Закона № 27-ФЗ ; ст. 2 Закона № 167-ФЗ ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ . В возражениях приводите доводы:

• об отсутствии вины — если вы считаете, что штрафовать вас не за что. Скажем, в случае представления дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных эти доводы сводятся к следующему. Вы не виновны в совершении правонарушения, так как подали дополняющую СЗВ-М, воспользовавшись своим законным правом на уточнение и исправление представленной отчетност и ст. 17 Закона № 27-ФЗ . И такие действия, совершенные вами до обнаружения ошибок в ПФР, исключают применение санкций (подробнее о штрафах за представление дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных читайте на с. 59);

О том, какие последствия могут быть, если ошибка в сведениях, представляемых по форме СЗВ-М, привела к неправомерной индексации пенсии работающему пенсионеру, читайте:

• о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, — если вину вы признаете, но желаете уменьшить размер штрафа. В частности, укажите, что ошибку вы выявили самостоятельно и исправили в короткий срок. А также отметьте, что отсутствие сведений о застрахованных в исходной СЗВ-М или ошибка в поданных сведениях не повлекли (если это, конечно, так) индексацию и фактическую выплату проиндексированных пенсий пенсионерам. То есть финансовым интересам государства не был нанесен ущерб.

Представление возражений в ПФР — ваше право, а не обязанность.

Имейте в виду, что, рассмотрев ваши возражения, ПФР:

• вряд ли решит не привлекать вас к ответственности (но попробовать стоит);

• уж точно не снизит размер штрафа — у ПФР просто нет таких полномочий. Для этого все равно придется обращаться в суд.

В Законе № 27-ФЗ нет общего правила о том, в каких днях, рабочих или календарных, нужно считать установленные им сроки. Правоотношения, связанные с уплатой пенсионных взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, с 2017 г. регулируются Налоговым кодексо м ст. 2 Закона № 167-ФЗ . Поэтому суды считают, что при исчислении сроков нужно также руководствоваться нормами Налогового кодекс а см., например, Постановление 3 ААС от 03.05.2018 № А33-5962/2018 .

То есть срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если этот срок прямо не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается выходным и (или) нерабочим праздничным днем п. 6 ст. 6.1 НК РФ; статьи 111, 112 ТК РФ .

Этап 3. Присутствие при рассмотрении акта

По окончании срока, отведенного на представление возражений, руководитель территориального управления ПФР рассмотрит акт и ваши возражения (если они были представлены). На это у него есть 10 рабочих дней (срок может быть продлен, но не более чем на месяц). Вы вправе присутствовать при рассмотрении акта. О месте и времени вас должен уведомить ПФР. Но если вы не явитесь, акт будет рассмотрен и без вас ст. 17 Закона № 27-ФЗ .

Этап 4. Обжалование в вышестоящем органе

Рассмотрев акт, руководитель территориального управления ПФР должен решить, привлекать вас к ответственности или нет. Если убедить ПФР в невиновности не удалось, вам в течение 5 рабочих дней после подписания будет вручено (лично, по почте или по ТКС) решение о привлечении к ответственност и ст. 17 Закона № 27-ФЗ ; ст. 2 Закона № 167-ФЗ ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ . Такое решение вы можете обжаловать в вышестоящем органе ПФР. На это у вас есть 3 месяца со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав ст. 17 Закона № 27-ФЗ . То есть в этом случае — со дня вручения решения.

Заметим, что в отличие от налоговых споров досудебный порядок урегулирования споров с ПФР не обязателен. Вы можете этот этап пропустить. Или одновременно подать жалобу и в вышестоящий орган ПФР, и в суд.

Этап 5. Судебное разбирательство

Решение о привлечении к ответственности вступит в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения вам. И в течение следующих 10 рабочих дней вам будет направлено требование об уплате штраф а ст. 17 Закона № 27-ФЗ ; ст. 2 Закона № 167-ФЗ ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ . На добровольную уплату штрафа отведено 10 календарных дней со дня получения требования. Если, конечно, в требовании не указан более продолжительный срок. Если штраф вы не заплатите, ПФР будет вынужден обратиться в суд. Вы можете не дожидаться этого, а сами обжаловать решение ПФР в суде. Рассмотрим действия, которые нужно будет предпринять в каждом из этих случаев.

Обращение ПФР в суд для взыскания неуплаченного штрафа. Неуплаченный штраф ПФР сможет взыскать с вас только в судебном порядк е ст. 17 Закона № 27-ФЗ . С этой целью ПФР может обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплат е ст. 2 Закона № 167-ФЗ ; п. 3 ст. 46 НК РФ .

ПФР может подать в суд ч. 1 ст. 212 АПК РФ :

• или заявление о выдаче судебного приказ а ст. 229.2 АПК РФ . Сразу скажем, что если суд посчитает требования ПФР небесспорными, то в выдаче приказа будет отказано. Если же приказ все-таки будет вынесен, его вышлют вам по почте в пятидневный срок. Если в течение 10 рабочих дней со дня его получения (или истечения срока хранения судебной корреспонденции на почте) вы представите в суд возражения, приказ будет отмене н ч. 3, 4 ст. 229.5, ч. 3 ст. 113 АПК РФ; п. 32 Постановления Пленума ВС от 27.12.2016 № 62 . Причем в возражениях достаточно просто заявить о несогласии с судебным приказо м п. 31 Постановления Пленума ВС от 27.12.2016 № 62 . В противном случае через 10 рабочих дней по истечении срока для представления возражений приказ вступит в силу. Но и тогда вы еще сможете обжаловать его в суде в течение 2 месяце в ч. 11 ст. 229.5, статьи 276, 113 АПК РФ ;

• или заявление о взыскании с вас задолженности в размере штрафа (и в случае неудачи с судебным приказо м) ст. 125 АПК РФ . Если размер штрафа не превышает 500 000 руб. (или 250 000 руб. — для страхователей-предпринимателей), суд рассмотрит дело в упрощенном порядке, без вызова сторо н ч. 1 ст. 227, ч. 5 ст. 228 АПК РФ . В этом случае ваша задача как ответчика будет следующей. В срок, установленный судом (не менее 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления ПФР), вам нужно будет представить в суд отзыв с доказательствами своей невиновности (указанием смягчающих обстоятельст в) ч. 3 ст. 228, ч. 3 ст. 113 АПК РФ . Суд будет принимать решение, рассмотрев требования ПФР и ваши возражения, представленные в отзыве.

На представление возражений в ПФР работодателю отведен конкретный срок. И нахождение руководителя или бухгалтера в отпуске его не отменяет

Обжалование решения ПФР в суде. Вы сами можете обратиться в суд с заявлением о признании решения ПФР о привлечении вас к ответственности незаконным (частично незаконным — если вину вы признаете, но считаете штраф несоразмерным нарушени ю) ст. 18 Закона № 27-ФЗ ; ч. 1 ст. 198, ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФ . Подать его нужно в течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, то есть в нашем случае — со дня получения решени я ч. 4 ст. 198 АПК РФ .

Как мы уже отмечали, заявление в суд можно подать параллельно с направлением жалобы в вышестоящий орган ПФР.

Заявляя в суде о своей невиновности, постарайтесь упомянуть и об обстоятельствах, которые могли бы смягчить ответственность. Тогда, даже если суд признает, что вы виновны, размер штрафа наверняка будет снижен. Причем, ссылаясь на нормы НК РФ, некоторые суды снижают штраф не менее чем в два раза ст. 2 Закона № 167-ФЗ ; п. 3 ст. 114 НК РФ . А как показывает арбитражная практика, рассчитывать можно и на существенно большее снижение штрафо в см., например, Постановление 9 ААС от 14.05.2018 № 09АП-19136/2018 .

Для несогласных со штрафом, выставленным ПФР, по большому счету есть одна дорога — в суд. И к сожалению, в суде первой инстанции разбирательство, скорее всего, не закончится. Поэтому готовьтесь отстаивать свои интересы также в суде апелляционной, а возможно, и кассационной инстанции.

Персонифицированный учет и финансовые санкции (Котова С.В.)

Дата размещения статьи: 27.08.2014

С 01.01.2014 начали действовать изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ , в силу которых сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователь представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ . С указанного периода расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и сведения персонифицированного учета представляются в объединенной форме РСВ-1 ПФР .
———————————
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Утверждена Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

Читать еще:  Могу ли я подать на получение социальной стипендии и не повлияет ли это на военную пенсию?

О том, какие в настоящее время применяются финансовые санкции за несвоевременное представление объединенной отчетности, за представление неполных или недостоверных сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах, а также о том, как ревизоры ПФР и судьи трактуют понятие «недостоверные сведения» в целях применения финансовых санкций, вы узнаете из нашей статьи.

Разъяснения чиновников

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
В то же время ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
По приведенным нормам получается, что страхователя можно привлечь к ответственности дважды: и на основании Федерального закона N 212-ФЗ, и на основании Федерального закона N 27-ФЗ.
По мнению Минтруда, с учетом принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок.
В связи с этим за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 г. к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
Что касается упомянутых в ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ финансовых санкций для плательщиков страховых взносов, то они применяются за представление с нарушением установленных сроков сведений персонифицированного учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 г., когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.
Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производятся в судебном порядке. Об этом Минтруд России сообщил в Письмах от 08.04.2014 N 17-3/В-142, от 04.04.2014 N 17-3/В-138.
Таким образом, начиная с объединенной отчетности в ПФР за I квартал 2014 г. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, применяются финансовые санкции, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, а за представление недостоверных сведений — финансовые санкции, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ.

Что понимается под недостоверными сведениями?

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
— страховой номер индивидуального лицевого счета;
— фамилию, имя и отчество;
— дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
— дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
— периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
— сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
— другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
— суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
— периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
В каких случаях представление вышеперечисленных сведений подпадает под понятие «неполные сведения» либо «недостоверные сведения»?
Анализ арбитражной практики показал: случаи могут быть самыми разными, поскольку на законодательном уровне не определено, что следует понимать под неполными либо недостоверными сведениями.
Так, из Постановления ФАС ВВО от 24.01.2014 N А28-1140/2013 усматривается следующая ситуация. Общество 15.02.2012 представило в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для осуществления персонифицированного учета, за 2011 г. По результатам проверки установлено, что данные сведения содержат ошибки, а именно: у семнадцати застрахованных лиц сумма уплаченных страховых взносов превышает сумму начисленных за отчетный период страховых взносов с учетом задолженности на начало отчетного периода; у двоих застрахованных лиц выявлено несоответствие фамилии, имени, отчества.
Фонд 28.02.2012 направил в адрес общества уведомление с предложением внести необходимые исправления до 13.03.2012. Исправленные сведения без ошибок представлены обществом 20.03.2012, то есть за пределами срока устранения ошибок. Фонд вынес решение о привлечении общества к ответственности на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, в виде взыскания штрафа в размере 1688 руб. 54 коп.
Неуплата обществом указанной суммы штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения пенсионного органа в суд.
По мнению фонда, представленные страхователем сведения, в которых сумма уплаченных страховых взносов по застрахованным лицам превышает сумму начисленных страховых взносов за отчетный период, квалифицируются как недостоверные сведения. Фонд также посчитал, что непредставление обществом в двухнедельный срок после получения уведомления об устранении выявленных расхождений следует расценивать как уклонение от представления достоверных сведений, а это является основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. По мнению ревизоров, под представлением неполных (недостоверных) сведений понимается, среди прочего, представление сведений в установленный Законом срок, но с ошибками, которые не позволяют вести персонифицированный учет.
Однако судьи трех судебных инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета.
Суды установили, что общество 20.03.2012 представило в территориальный орган ПФР исправленные сведения без ошибок, но с нарушением установленного срока. При этом фонд привлек общество к ответственности за представление недостоверных сведений, а не за нарушение сроков представления сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета.
Другой, не менее интересный случай рассмотрен в Постановлении ФАС ПО от 17.01.2013 N А65-13888/2012. Обществу со ссылкой на п. 34 Инструкции N 987н было предложено представить корректирующие индивидуальные сведения в двухнедельный срок со дня получения акта выездной проверки.
———————————
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.

Указанные исправленные сведения обществом представлены не были, в связи с чем территориальный орган ПФР принял решение о привлечении к ответственности по абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 4119 руб. 60 коп.
В решении отражено, что в нарушение требований ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ обществом были представлены недостоверные сведения персонифицированного учета за I полугодие 2010 г., а именно: в поданных авансовых отчетах в качестве оправдательных документов для возмещения командировочных расходов на жилье имеются несколько счетов за проживание в гостинице на одну и ту же дату на двух застрахованных лиц. Страхователь в двухнедельный срок со дня получения акта об обнаружении ошибок не представил исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета, что, по мнению фонда, свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения в виде представления недостоверных сведений.
Обществу было направлено требование об уплате данного штрафа в срок до 03.02.2010. В добровольном порядке общество не уплатило указанный штраф, что послужило основанием для обращения пенсионного органа в суд.
ФАС ПО в части абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ нарушений не установлено. Суд отметил: из буквального содержания решения органа ПФР следует, что фактически основанием для финансовых санкций послужило непредставление обществом органу в установленный двухнедельный срок корректирующих сведений на двух застрахованных лиц.
Между тем по смыслу и содержанию указанной нормы предусмотренная им ответственность наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, а не за непредставление в установленный срок корректирующих сведений применительно к п. 34 Инструкции N 987н. Какой-либо ответственности страхователей за невыполнение положений данного пункта не предусмотрено.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что действия страхователя, вопреки доводам фонда, не могут быть квалифицированы как представление недостоверных индивидуальных сведений. Непредставление страхователем территориальному органу ПФР соответствующих корректирующих сведений и исправленных документов персонифицированного учета в установленный Инструкцией N 987 двухнедельный срок под действие абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ не подпадает.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС ДВО от 21.04.2014 N Ф03-1267/2014.

Читать еще:  Возвращение пенсии по потере кормильца, выплаченной после отчисления из университета

Итак, с учетом судебной практики представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, не могут быть расценены как недостоверные сведения сами по себе, поскольку они подлежат корректировке в порядке, установленном п. п. 34, 41 Инструкции N 987н. При этом непредставление страхователем территориальному органу ПФР соответствующих корректирующих сведений и исправленных документов персонифицированного учета в установленный Инструкцией N 987н двухнедельный срок под действие абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ не подпадает.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Вправе ли органы ПФР применять финансовые санкции к страхователям?

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 июля 2016 года N 684п

Об утверждении форм документов, используемых в целях применения финансовых санкций к страхователям за непредставление в установленные сроки ежемесячной отчетности и (или) представление неполных (недостоверных) сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах

____________________________________________________________________
Утратило силу с 21 мая 2017 года на основании
постановления Правления ПФР от 23 ноября 2016 года N 1058п
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст.1401; 2003, N 1, ст.13; 2014, N 30, ст.4217; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290017) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации

форму решения о взыскании финансовых санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (приложение 1);

форму постановления о взыскании финансовых санкций за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) (приложение 2).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правления ПФР Чижик Л.И.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 августа 2016 года,
регистрационный N 43316

Приложение 1. Форма 2-ПФР. Решение о взыскании финансовых санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правления ПФР
от 29 июля 2016 года N 684п

Место штампа территориального органа ПФР

Решение о взыскании финансовых санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках

(должность руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР)

(наименование территориального органа ПФР)

(Ф.И.О. руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР)

рассмотрев требование (требования) об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования

Срок исполнения требования

Отчетные (период) периоды

Финансовая санкция (в рублях, копейках)

установил, что плательщиком страховых взносов (страхователем)

(полное наименование юридического лица (обособленного подразделения), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

регистрационный номер в ПФР

адрес места нахождения
юридического лица
(обособленного
подразделения)/адрес
постоянного места жительства
индивидуального

по состоянию на

Взыскать с плательщика страховых взносов (страхователя):

Наименование выявленного нарушения

Финансовая санкция (в рублях, копейках)

Код бюджетной классификации

за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Место печати
территориального органа ПФР

Решение о взыскании финансовых санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, получил:**

(должность, Ф.И.О. руководителя юридического лица (обособленного подразделения)

или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (уполномоченного представителя)

1. Решение о взыскании финансовых санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (далее — Решение), доводится до сведения плательщика страховых взносов (страхователя) в течение шести дней после дня вынесения указанного решения.***

2. Решение может быть передано плательщику страховых взносов (страхователю) (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.***

3. В случае невозможности вручения Решения под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, Решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.***
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3738; N 48, ст.5726; 2010, N 19, ст.2293; N 31, ст.4196; N 40, ст.4969; N 42, ст.5294; N 49, ст.6409; N 50, ст.6597; N 52, ст.6998; 2011, N 1, ст.40, 44; N 23, ст.3257; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4582; N 45, ст.6335; N 49, ст.7017, 7043, 7057; 2012, N 10, ст.1164; N 26, ст.3447; N 50, ст.6966; N 53, ст.7594; 2013, N 23, ст.2866; N 27, ст.3477; N 30, ст.4070; N 49, ст.6334; N 51, ст.6678; N 52, ст.6986, 6993; 2014, N 14, ст.1551; N 23, ст.2928; N 26, ст.3394; N 30, ст.4217; N 48, ст.6659; N 49, ст.6915, 6916; 2015, N 1, ст.21, 72; N 21, ст.2984; N 29, ст.4339; N 48, ст.6682, 6713, 6724.

** Заполняется в случае вручения плательщику страховых взносов решения о взыскании финансовых санкций за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, под расписку.

Приложение 2. Форма 3-ПФР. Постановление о взыскании финансовых санкций за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правления ПФР
от 29 июля 2016 года N 684п

Взыскание финансовых санкций

Здравствуйте, Владимир Валерьевич! Скажите, при соблюдении каких условий арбитражный суд рассмотрит в порядке приказного производства требование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя финансовых санкций?

Здравствуйте, уважаемая Наталья Дмитриевна!

Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. No 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.

В соответствии с частью семнадцатой статьи 17 Закона обиндивидуальном (персонифицированном) учете в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не определены.

В то же время статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. No 167 — ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона обиндивидуальном (персонифицированном) учете, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальный предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.

Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм сфизических лиц в пунктах 1- 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования обуплате задолженности.

Если задолженность не превышает 3 000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.

При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 -3 статьи48 Налогового кодекса в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно части 3 статьи 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ выдается по делам овзыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 000 рублей.

Таким образом, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя пофинансовым санкциям превысила 3 000 рублей, но не превышает 100 000 рублей.

При несоблюдении данных условий арбитражный суд отказывает впринятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector